Быть дочерью знаменитого человека – очень приятно, но в то же время ответственно. Ведь нельзя ударить лицом в грязь, нужно всегда держать марку и быть достойной своего родителя. Единственная дочь Леонида Гайдая Оксана знает об этом не понаслышке. Она не пошла по его стопам, однако сам режиссер видел в ней талант и очень хотел, чтобы она получила актерское образование. Но Оксана Гайдай выбрала другую профессию, далекую от той, которой обладала ее мать – известная актриса кино Нина Гребешкова. Если помните, именно она сыграла роль супруги Горбункова (Никулина) в знаменитой кинокомедии “Бриллиантовая рука”.
Оксана Гайдай: биография. Детство, родители
Она была единственной дочерью всеми любимого режиссера и популярной актрисы. Родители были неразлучны с момента их знакомства и, как говорится, только смерть Леонида разлучила их. Они оба были студентами ВГИКа, но не были однокурсниками. Познакомились тогда, кода будущий режиссер работал над своей дипломной работой, и ему в этом помогала юная Нина – студентка начальных курсов. Съемки заканчивались очень поздно, и Леонид провожал актрису до ее дома. Так они сблизились, а через какое-то время он сделал ей предложение, на что Нина с удовольствием согласилась. Свадьбы с гулянием у пары не было. Они сходили в ЗАГС и скромно зарегистрировали свой брак. В 1956 году у супругов родилась Оксана Гайдай — дочь Леонида Гайдая (фото ее размещены в статье). Других детей, несмотря на большое желание супругов иметь многодетную семью, не было. Они были слишком заняты, постоянно на съемочной площадке, в разъездах. Одним словом, вся их любовь и внимание достались одной лишь Ксюше.
Любовь одна на всю жизнь
Нина Гребешкова. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис
Они прожили в любви и согласии 40 лет. Когда Гайдая не стало, Нина Павловна осталась одна, но всегда говорила – муж для нее по-прежнему жив, просто вышел куда-то ненадолго… Больше актриса так и не вышла замуж. Дочь Оксана не захотела связывать свою жизнь с кинематографом – стала экономистом, эту же профессию выбрала и ее дочь Ольга.
В этом месяце Нине Павловне Гребешковой исполняется 89 лет. Несмотря на солидный возраст, она сохранила оптимизм и бодрость, и даже иногда снимается в эпизодических ролях.
Например, в 2021 году зрители могли видеть ее в роли одной из пассажирок самолета в фильме-катастрофе Николая Лебедева «Экипаж».
И все же большую часть времени актриса предпочитает проводить на своей даче, за городом. После смерти Леонида Гайдая какие-то неизвестные подожгли дачу режиссера, дом сгорел. Но вдову гениального режиссера не оставили наедине с несчастьем: друзья и поклонники помогли заново отстроить дом на приусадебном участке. И теперь Нина Гребешкова с удовольствием занимается там садоводством.
Воспитание
Оксана Гайдай росла не по возрасту развитой, очень умной и любознательной девочкой. Родители всячески развивали ее способности. Позже она часто вспоминала, насколько были интересными ее детские годы, какая теплая атмосфера царила в их семье. Леонид Ивович очень любил читать дочери вслух различные смешные рассказы. При этом его интонации были неподражаемы. Девочка хохотала до колик в животе. Ей особенно запомнились чтения рассказов Джерома или Даррела о диком мире. Несмотря на большую занятость родителей, Оксана, в отличие от детей других киношников, сегодня вспоминает, что у них была очень нормальная семья. Так, в ее памяти сохранились эпизоды их походов в зоопарк, цирк и т. д. Отец никогда с ней не сюсюкал, а обращался как со взрослой. Она рано научилась писать, читать, прекрасно декламировала стихи, а еще умела очень по-взрослому рассуждать. Оксана, сегодня, конечно же, понимает, что большинство бытовых проблем в семье лежали на плечах мамы. Но та нисколько не показывала, что ей это в тягость, и занималась всем с удовольствием. И все же Оксана Гайдай сегодня понимает, что ее маме — представительнице творческой профессии — не могло все это быть не в тягость. И вообще, пожалуй, самой характерной чертой Нины Павловны была заботливость. Она в первую очередь думала обо всех близких и родных: о своей матери, братьях, о муже и дочери, потом уже о зяте и внучке, когда та появилась на свет. Одним словом, она была человеком-донором, отдающей по натуре.
Семейные ценности
Семья Гайдаев не была слишком открытой: не было ни больших посиделок в их доме, ни частых походов в гости и т. д. Оксана вспоминает, что лишь иногда они ездили к кому-то на дачу на шашлыки. Могли иногда собраться с друзьями и съездить на пикник с раками, но не более. Возможно у них не было на все это времени, так как они все вместе мотались по киноэкспедициям. Если это совпадало с летними каникулами дочки, то ее тоже брали с собой. Кстати, Оксана Гайдай училась в английской спецшколе, причем определила ее туда Нина Павловна. Она мечтала, чтобы девочка получила очень хорошее образование. Оксана около двух часов проводила в общественном транспорте — от дома до школы и обратно. Но зато весьма преуспела в изучении языков, что очень помогло ей в дальнейшей профессии. А еще ей всегда нравились познавательные игры, она увлекалась географией, математикой, историей и росла очень эрудированной девушкой.
Оксана Гайдай: «Из папиных фильмов люблю «Ивана Васильевича»
Гайдай: Папа снял изумительный смешной фильм «Жених с того света», который все приняли на ура. Не понравился он только чиновникам. Картину порезали и превратили в короткометражку. Встал вопрос: останется ли папа в профессии, дадут ли ему снимать. Пырьев посоветовал сделать героико-революционную ленту. По сценарию Галича был снят фильм «Трижды воскресший» с Ларионовой, Румянцевой, Санаевым. Отцу разрешили работать дальше. Но эту картину он уже никогда не вспоминал.
культура: Стыдился?
Гайдай: Не знаю. В общем, фильм удался. Но жанр и тема были ему не близки.
культура: А как он понял, что комедия — его жанр?
Гайдай: Мне кажется, «гайдаевская комедия» родилась вместе с ним. 30 января 1923 года. Он обладал прекрасным, тонким чувством юмора. Дома были семейные чтения вслух — папа взахлеб читал смешные рассказы Джерома, истории о диком мире Даррелла…
культура: У него было на это время?
Гайдай: А как же! У нас была нормальная семья. Мы и в зоопарк с папой ходили. Конечно, быт и разные другие проблемы, лежали в основном на маминых плечах. Хотя она и снималась немало. И ездила постоянно, в том числе за границу. И дубляжом занималась. Например, Барбара Брыльска в «Анатомии любви» говорит голосом мамы, Нины Гребешковой. При этом в поведении мамы не было никакой жертвенности. Папа ни в чем ее не ограничивал. Она сама хотела делать все так, чтобы было хорошо ему, мне, ее братьям, бабушке… Такой человек. Отдающий.
культура: Дом был открытым? Родители любили застолья, компании?
Гайдай: Не очень. Когда были помоложе, конечно, ездили к кому-то на дачу, на шашлыки. Или покупали у метро «Динамо» живых раков и отправлялись за город. Но чаще мотались с экспедициями.
культура: Вас брали?
Гайдай: Бывало. Самая продолжительная экспедиция была связана с «Кавказской пленницей». Лето. Алушта. Естественно, родители хотели, чтобы заодно отдохнул ребенок… Нельзя все рисовать одной краской: «Он был сосредоточен только на работе». Да, отец много размышлял о ней: шел в магазин — думал, читал — думал. А как же? В творческом процессе невозможно закрыть тетрадку с записями и тут же остановить мысль, переключив в голове тумблер.
культура: Вы не снимались у отца?
Гайдай: А мне никогда и не хотелось. У нас есть совместная работа: мама, папа, я в короткометражке «В пути». Мне было года три, я сыграла мальчика Васю. Но быть актрисой не мечтала. И отец своего мнения не навязывал. В семье вообще ценили свободу выбора.
культура: Тем не менее мама хотела отдать Вас в английскую школу…
Гайдай: Да. Но школа находилась в другом микрорайоне, а у нас никто никогда ни о чем не просил. И хотя экзамены я сдала хорошо, потому что уже умела читать, считать и писать, в спецшколу меня не взяли. Пошла в обычную, 715-ю. Рядом с домом. А потом маме позвонили из «английской», сказали, что на Беговой открывается новая спецшкола, и со второго класса я училась там. Каждый день с кем-то из взрослых добиралась от метро «Аэропорт» до Беговой. Почти полчаса на трамвае. К слову, папа всегда общался со мной как со взрослой. Не сюсюкал. Любил играть во что-то познавательное. Помните, расчерчивали страничку, наверху писали: город, река, страна, животное, и на выбранную букву подыскивали названия? Или из одного слова составляли много. Если у кого-то были совпадения, их вычеркивали, а редкие нужно было объяснить… А вот с моей дочкой Олей папа начал играть очень рано. Хотя первый раз они увиделись, когда Оле было уже 10 месяцев (она родилась за границей). Помню, стоит в пижаме. Открывается дверь — входит папа. «Ты кто?» – спрашивает Оля. «Петя», — отвечает он. Так и повелось: дед был для внучки Петей, Петерсом. Они придумывали кукольные представления. «Лечили» друг друга. До сих пор где-то лежит выписанный Ольгой рецепт на «АспиринТ»… Кстати, она и снималась у деда — в картине «Частный детектив, или Операция «Кооперация», в эпизоде с Натальей Крачковской. И в отличие от меня, не только не сопротивлялась, но даже делала это с большой охотой. Они вместе репетировали, отец планировал задействовать Олю и в «Фитиле»… Но актрисой не стала и она — окончила тот же факультет МГИМО, что и я; мы обе — экономисты.
культура: Сейчас последние картины Гайдая критикуют, пишут, что режиссер не чувствовал постперестроечное время…
Гайдай: А я считаю, это хорошие фильмы. Да, возраст играет роль. И время. Но картины и тогда делали сборы, и сейчас их нередко показывают по телевизору. Сама я больше люблю «Ивана Васильевича», «12 стульев», «Не может быть!». Искусство не может нравиться всем. Если критик чего-то не увидел в работе или не понял, это еще не значит, что она плохая.
культура: Отец болезненно реагировал на критику?
Гайдай: В тот период, когда его могли отстранить от профессии, очень тяжело переживал. Даже заболел. Но потом, пройдя «огонь и воду», думаю, выработал иммунитет. Главное — чтобы можно было работать. Во всяком случае, на нас его переживания не распространялись.
культура: Ну, потом и палки в колеса, наверное, уже не вставляли?
Гайдай: Да на каждой картине были поправки. Интересные фразы приходилось переозвучивать. На вопрос «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» звучал ответ: «Народ, батюшка, народ». Пришлось сделать: «Во всяком случае, не мы». Или всем известное «…тайно посещает любовницу» в оригинале звучало: «…посещает синагогу». В общем, руки все равно выкручивали. Другой вопрос, что какие-то препятствия отец научился обходить. И всегда помнил, что работает с большим коллективом — если фильму не присвоят высшую категорию, люди получат меньше денег.
культура: Дома рабочие моменты обсуждались?
Гайдай: Папа делился планами. Мы с мамой читали сценарии. Со студии же пачками приносили. И когда я говорила: «Можешь даже не читать», он мне доверял. С хорошими сценариями всегда было туго.
культура: Иногда даже приходилось залезать на чердак родительского дома, чтобы в какой-нибудь старой газете найти любопытный фельетон…
Гайдай: Папа был невероятно эрудированным человеком, много читал. Мы выписывали массу всяких журналов: «Иностранку», «Новый мир», «Науку и жизнь», когда появился участок, к этому списку добавилось «Приусадебное хозяйство». Отец очень хотел дачу, мы долго искали что-то подходящее, и в 1980 году наконец нашли. У нас всегда были прекрасные цветы. Папа проращивал, а потом высаживал кабачки. Любил горох… И росло у него все чудесно. Хотя ухаживала потом за грядками в основном мама. Иногда они даже после съемочного дня ехали на дачу, чтобы полить огород. Горох обходился как золотой — в 80-е годы с бензином было туго. Стояли у нас дома и какие-то удочки. Но чтобы папа рыбачил — такого не припомню. Главным увлечением была дача. И грибы. Он их собирал, сам обрабатывал, солил, жарил. Под настроение мог сварить борщ, сделать изумительный холодец. И вообще хорошо готовил.
Самое яркое из детских воспоминаний
Наверняка каждый скажет, что лучшей, вернее самой популярной и любимой из комедий Гайдая, является «Кавказская пленница». Дочь Гайдая Оксана (фото смотрите здесь же) отправилась в Алушту вместе со своими родителями. Кстати, в картине одну из женщин-врачей, приехавших за Шуриком, играет Нина Гребешкова. Несмотря на то что отец был не против участия дочери в своих картинах, девочка к этому совсем не стремилась. И Леониду Иовичу, который видел в ней потенциал актрисы, порой приходилось ее уговаривать сняться в каком-нибудь эпизоде. Единственный фильм, в котором приняла участие их все семейство, была картина «В пути». Оксана сыграла роль трехлетнего мальчишки. Естественно, ее тогда никто и не спрашивал о согласии. Но в дальнейшем, когда отец предлагал продолжить образования во ВГИКе или «Щуке», девушка твердо заявила ему, что не желает быть актрисой и сидя у телефона ждать звонка какого-то режиссера, предлагающего ей сняться в своем фильме. Ей нужна была серьезная и стабильная работа, и она решила идти по своему собственному пути.
«Где теперь хорошее кино?»
На третьем курсе ВГИКа Нина Гребешкова вышла замуж за человека, у которого рукава пиджака были заношены так, что превратились в бахрому. То же самое творилось с брюками. Но она «встретила» его не по одёжке. Гайдай был необычайно талантлив как актер. Никто не думал, что он окажется и великолепным режиссером.
Они прожили вместе четыре десятка лет. И вот уже 17 лет Нина Павловна без любимого Леонида Иовича. Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была их последней совместной работой. Гребешковой досталась крошечная роль прохожей — ее фамилию даже в титрах не указали. Однако после этого у Нины Павловны было еще два десятка фильмов, в том числе работа с Данелией, участие в громких картинах «Легенда № 17» и «Экипаж». Случился эпизод и в сериале нынешнего года. Хотя сниматься ей уже неинтересно. «Где теперь хорошее кино?» — вопрошает она риторически…
Нина Гребешкова в фильме «Экипаж», 2021 г. Кадр из фильма
Взрослая жизнь
После окончания английской спецшколы Гайдай Оксана Леонидовна поступила в МГИМО на факультет международной экономики. Как видите, отец не смог ее уговорить стать продолжателем семейной традиции. Зато Нина Павловна была довольна, ведь когда-то именно она сделала свой выбор в пользу языковой спецшколы и в результате этого девушка свободно говорила на двух языках. Мать радовалась, что у дочки будет отличная перспективная профессия и возможность карьеры.
Личная жизнь
Оксана Гайдай приняла решение выйти замуж в студенческие годы. Ее избранник и будущий муж также учился в институте международных отношений. Оба были очень молоды, и родители Ксюшы сначала были против раннего брака дочери. Наверняка Нина Павловна забыла, что когда сама побежала под венец, вернее в ЗАГС, была студенткой-второкурсницей. Когда речь шла о ее дочери, ей все представлялось в другом свете. Она не желала, чтобы та спешила, ведь у нее вся жизнь впереди. Но Оксана была непоколебима, и сделала так, как посчитала нужным. Родителям очень хотелось, чтобы молодые жили с ними, но на это упрямая Ксюша также была не согласна, и тогда папа-режиссер подарил им собственное жилье. Конечно же, Нина Павловна сначала не желала выпускать ее из-под своей опеки, часто навещала молодых, приносила различные вкусности собственного приготовления и т. д. Через какое-то время ее дочь с мужем уехала в Малайзию, и именно там родилась ее дочка, опять же единственная внучка Леонида Гайдая и Нины Гребешковой. В Азии они пожили почти год.
Оля – внучка великого режиссера
Дочка Оксаны Гайдай (фото смотрите выше), по мнению знакомых, является точной копией своего дедушки Лени. Девочка была очень связана с бабушкой и дедом. Впервые они ее увидели внучку, когда ей уже был год. До этого девочка росла в далекой Малайзии. Малышка часто заставляла деда играть с ней в разные детские игры, например в “больничку”. Дедушка рядом с внучкой чувствовал себя по-настоящему счастливо. Она почему-то называла его Петерсом. Все удивлялись, хотя «корни» этого имени крылись в далеком прошлом: когда малышка Ольга спрашивала дедушку Леню: “Ты кто?”, — он ей шутя отвечал — “Петя”. Оксана нарадоваться не могла таким отношениям между ее дочерью и отцом. Вот внучка-то и любила сниматься в кино у дедушки. Ее ему не приходилось упрашивать. Она всегда была готова. В картине Гайдая «Частный детектив. Операция «Кооперация», Оленька сыграла эпизодическую роль вместе со знаменитой Натальей Крачковской. Гайдаю очень хотелось, чтобы внучка была также задействована в “Фитиле”. Тем не менее после окончания школы юная Ольга пошла по стопам своих родителей и также поступила в МГИМО.
Ольга сейчас
Сейчас Ольга Худякова (это ее фамилия) работает в банковской сфере и весьма в этом преуспела: она начальник управления обслуживания частных клиентов в «Ситибанке».
В банковской сфере она почти полтора десятилетия. Работала в разных местах, причем на руководящих должностях.
Руководила Группой развития базового продукта и оптимизации процесса, заведовала Отделом потребительского кредитования. Но два года работает уже в «Ситибанке».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание