Биография
Советская актриса театра и кино, педагог, Народная артистка России Полищук Любовь Георгиевна родилась в 1949 году в Омске в обычной рабочей семье. Мать будущей актрисы работала швеей, а отец занимался строительством. В школьные годы девочка активно занималась танцами и музыкой. Она ходила в местную музыкальную школу, выступала на концертах и участвовала во всевозможных музыкальных конкурсах.
Любовь Полищук в детстве
Тогда об актерской карьере будущая звезда экрана не думала, она хотела стать певицей. В шестнадцать лет Люба поехала в Москву поступать во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Девушке пришлось три дня ночевать на столичном вокзале и питаться в местных столовых. Вскоре абитуриентку приняли в училище и дали ей комнату в общежитии.
Детство
Люба родилась в городе Омске 21 мая 1949 года.
В их семье трудился только папа, Полищук Григорий Мефодьевич, потомственный донской казак. Он имел строительную профессию и работал на железной дороге. Мама Ольга Пантелеевна – очень хорошая швея, немного подрабатывала этим занятием на дому.
Семья жила скромно, поэтому с жизненными трудностями Любе пришлось столкнуться с самого детства. Несмотря на это, она росла неунывающим и позитивным ребёнком. Девочке очень нравилось танцевать и петь, а особенно она любила пародировать кого-нибудь из знакомых, за что получила прозвище «артистка».
В маленькой Любе ничего не говорило о том, что в будущем из неё получится красавица. Девочка перенесла в детстве рахит, в результате чего немного искривились ноги. У неё постоянно был пониженный гемоглобин в крови, а из-за этого бледный цвет лица. Худая и длинная, да к тому же курносая и слегка косоглазая, Люба считала себя не привлекательной, но всё равно очень хотела быть актрисой.
Фильмы
После окончания учебы в творческой мастерской в 1967 году Любовь Полищук вместе со своим супругом Валерием Макаровым возвратилась обратно в Омск. Молодые специалисты быстро нашли работу в местной филармонии. Люба и Валерий выступали как артисты разговорного жанра. Они ставили различные шутливые сценки, читали комические монологи. Тексты для них писал Марьян Беленький. Именно благодаря ему Полищук дебютировала как актриса.
Любовь Полищук в молодости
Писатель предложил талантливой артистке выступить в Московском мюзик-холле. Полищук согласилась, и её пригласили на роль в постановке «Красная стрела прибывает в Москву». С этого момента у актрисы началась новая жизнь. Постановки Московского мюзик-холла были так популярны, что труппа гастролировала одиннадцать месяцев в году. Именно тогда молодая актриса узнала, что такое настоящая слава.
Любовь Полищук в театре
Став известной в театральных кругах, артистка решила покорить мир кинематографа. Дебют актрисы состоялся в 1974 году в картине Г. Александрова «Скворец и Лира». После этого фильма Полищук долгое время приглашали лишь на эпизодические роли.
Известность постучала в двери после легендарной картины «12 стульев», где Любовь исполнила знаменитый танец с главным героем, которого играл Андрей Миронов.
Танго любви («12 стульев»)
Параллельно со съемками в кино актриса выступала на сцене театра «Эрмитаж», а в начале 80-х годов перешла в Московский театр миниатюр. В то время как в кино карьера актрисы развивалась не слишком стремительно, в театре Любовь Полищук стала настоящей звездой.
В 1985 году актриса заочно закончила ГИТИС и продолжила свою актерскую деятельность. В начале девяностых её пригласили в «Школу современной пьесы», где Полищук работала на протяжении семи лет.
Любовь Полищук в фильме “Интердевочка”
Настоящее всенародное признание пришло к актрисе после роли в фильме «Интердевочка». Главную роль в картине сыграла Елена Яковлева. На эту роль пробовались множество актрис, а Яковлеву изначально объявили неподходящей по формату, излишне худой, но, в конце концов, посчитали идеальной кандидаткой. Актрисы на другие ключевые роли – Любовь Полищук, Анастасия Немоляева, Ирина Розанова и Ингеборга Дапкунайте — были утверждены с первого раза. Роль в картине, по мнению многих кинокритиков, стала лучшей работой в творческой биографии Любови Полищук.
Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов
Через год вышла картина о другой непростой истории отношений, где уже Любовь сыграла главную роль. В двухсерийном фильме «Любовь с привилегиями» Полищук исполнила роль женщины, вышедшей замуж за партийного деятеля, человека много старше ее самой. Героиня актрисы узнала, что именно ее муж когда-то был ответственным за расстрел ее отца, и не смогла продолжить с ним отношения. Роль высокопоставленного мужа сыграл Вячеслав Тихонов.
За свою актерскую карьеру актриса сыграла восемьдесят девять ролей в таких фильмах, как «Дикий ветер», «Тайна черных дроздов», «Тот ещё Мюнхгаузен», «День святого Валентина» и многих других. За свой вклад в развитие советского искусства Полищук получила звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1994 году она стала Народной артисткой России.
Актриса Любовь Полищук
Одной из самых ярких современных ролей Полищук была роль в «Моей прекрасной няне». Сюжет комедийного сериала был основан на американском ситкоме «Няня». Главная героиня – Вика Прутковская, роль которой исполнила Анастасия Заворотнюк – девушка из небогатой семьи, которая случайно стала няней в доме преуспевающего музыкального продюсера. Классическая история Золушки обросла комедийными моментами и растянулась на несколько сезонов из-за того, что принц – продюсер Максим Шаталин, которого воплотил на экране Сергей Жигунов – оказался вдовцом, убежденным холостяком и отцом троих детей.
Любовь Полищук в сериале “Моя прекрасная няня”
Параллельно с главной любовной линией развивались отношения поначалу не переносящих друг друга Жанны Ижевской, финансового директора в фирме Шаталина, сыгранной Ольгой Прокофьевой, и дворецкого Константина, роль которого исполнил харизматичный Борис Смолкин. Особенный юмористический эффект создавал контраст между родственниками Вики и семьей ее работодателя.
Любовь Полищук на съемках
Любовь Полищук сыграла маму главной героини, громкоголосую, активную женщину без комплексов, которая довольно часто и без приглашения появлялась в доме Шаталина. Этот сериал стал последней киноработой актрисы.
Начало творческого пути
В 1967 году Полищук окончила учёбу и поехала на работу в Омскую филармонию. Она выступала и гастролировала как артистка разговорного жанра, но с каждым новым её выходом на сцену становилось понятно, что это – звезда. Публика принимала артистку с таким восторгом, что руководитель филармонии понял: с таким талантом Люба не задержится здесь надолго.
А вскоре подвернулся случай: руководителю Омской филармонии Юрию Юровскому предложили должность директора Росконцерта в Москве. Уехав, он через время позвал в столицу и Любу с супругом. В 1971 году она начала играть в мюзик-холле и уже совсем скоро получила главную роль в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву». Постановка пользовалась успехом у зрителей, но спустя какое-то время распался и фактически перестал существовать московский мюзик-холл.
В 1978 году Люба стала сотрудничать с «Москонцертом», снова выступая с монологами как артистка разговорного жанра. За чтение произведений Михаила Жванецкого она получила первую премию на Всероссийском конкурсе артистов эстрады.
Личная жизнь
Актриса была дважды замужем. Первым её мужем стал Валерий Макаров, с которым они поженились в 1967 году. Они прожили в браке недолго, в 1972 пара разошлась. К тому времени артистка была беременна. Она родила сына Алексея Макарова, но Валерий с ним практически не общался. Как вспоминает Макаров-младший, он видел отца всего пару раз. Когда вырос, хотел его отыскать, но не нашел, оказалось, мужчины уже нет в живых.
Любовь Полищук с мужем Сергеем
Со вторым своим мужем, художником-анималистом Сергеем Цигалем, актриса познакомилась в Московском театре миниатюр. И в 1985 году у пары появилась дочь Мариэтта Цигаль-Полищук. Сергей был буквально неразлучен с Любовью, он поддерживал актрису с первого дня знакомства до последнего. Дети актрисы, и сын, и дочь, пошли по стопам матери. Алексей Макаров стал известным актером, Мариэтта также снимается в кино и работает на телевидении и радио.
Любовь Полищук с дочкой
Когда Алексей Макаров узнал о болезни матери, он отказался от всех ролей и проводил с ней каждый день, надеясь на чудо. Для актера смерть мамы стала настоящим ударом, Любовь Полищук очень много для него значила, ведь она сама вырастила Лешу, всегда его поддерживала и понимала.
Любовь Полищук с сыном Алексеем Макаровым
В 2014 году актер резко и сильно похудел, Алексей внезапно сбросил около 20 кг, его друзья и коллеги не сразу смогли узнать актера. Поклонники тут же забеспокоились, что причиной худобы Алексея стала серьезная болезнь, появились слухи о предрасположенности к онкологии, но Макаров быстро опроверг все сплетни, рассказав прессе, что сам принял решение привести себя в порядок и сбросить лишний вес.
Театр
В 1979 году Любу пригласили в труппу Театра миниатюр, здесь она выходила на сцену почти десять лет. Наконец-то в полной мере раскрылся её талант драматической актрисы, Полищук была задействована в таких знаменитых постановках, как:
- «Чехонте в Эрмитаже»;
- «Вера и Зойка»;
- «Принцип Питера»;
- «Знаменитость»;
- «Здравствуйте, Ги де Мопассан»;
- «Хроника широко объявленной смерти»;
- «Зойкина квартира».
С 1989 года Полищук стала работать в театре «Школа современной пьесы». Здесь она выходила на сцену в постановках «Пришёл мужчина к женщине», «Антигона в Нью-Йорке» и «А чой-то ты во фраке?».
Наряду с работой в кино и театре Люба заочно получила образование на актёрском факультете ГИТИСа, который окончила в 1985 году.
С начала 90-х годов Полищук участвовала в постановках частных столичных театров и антрепризах (театр Антона Чехова, театральная ):
- «Там же, тогда же…»;
- «Чествование»;
- «Квартет для Лауры».
Болезнь и смерть
В марте 2006 года закончили снимать финальный эпизод шестого сезона «Моей прекрасной няни», а в ноябре Любови Георгиевны не стало.
У актрисы диагностировали саркому позвоночника. Болезнь развилась после серьезной травмы спины, которую Любовь получила в тяжелой автомобильной аварии, произошедшей в 2000 году. В народе бытует версия, что заболевание могло возникнуть из-за травмы во время съемок эпизода «Двенадцати стульев», в котором герой Миронова бросает Полищук на пол (якобы страхующие матрацы были неверно уложены). Но, как утверждает режиссер Марк Захаров, это невозможно, ведь проблемы со спиной начались у артистки сразу после автокатастрофы.
Любовь Полищук страдала саркомой позвоночника
Актриса лечилась в нескольких клиниках и пережила множество болезненных процедур. За здоровье Полищук боролись врачи из больницы имени Боткина, института хирургии имени А.В. Вишневского и института хирургии имени Н.Н. Бурденко. Во время одной из операций женщине удалили часть позвоночника и вставили имплантаты. Курс реабилитации был настолько успешен, что позволил Полищук ненадолго вернуться на съемочную площадку.
Улучшение обернулось новым кризисом – летом 2006 года артистка почти перестала выходить из дома. Несмотря на все усилия, Любовь Георгиевна оказалась практически прикована к постели, а ее жизнь сопровождали настолько мучительные боли, что врачи вынуждены были выписать ей наркотические болеутоляющие.
Похороны Любови Полищук
28 ноября 2006 года в 06.00 актриса умерла. Любовь Полищук ушла тихо, во сне. Утром родственники не смогли разбудить артистку, которая сначала впала в кому, а потом перестала дышать. Непосредственной причиной смерти стал гипертонический криз.
Прощание с актрисой прошло в Московском доме актера. На похороны потрясающей артистки пришли многие друзья и коллеги Полищук, но партнеров по сериалу «Моя прекрасная няня», с которыми ее связывали теплые отношения, не было. Съемочная группа в это время находилась на Черноморском побережье. Этот поступок расстроил поклонников, которые посчитали, что ради почтения памяти Полищук стоило прервать работу и прилететь в Москву.
Могила Любови Полищук
Могила актрисы находится на Троекуровском кладбище в Москве. В 2007 году Любовь Полищук стала Народной артисткой Карелии, это звание ей присудили посмертно. В 2009 году на могиле был установлен памятник: колонна с хрустальным бюстом, изображающим Любовь Георгиевну в молодости. Поклонники отмечают, что памятник будто соткан из тумана.
Предыстория
В 80-х актриса перенесла операцию по удалению аппендицита, которую ей сделали почти сразу после рождения дочери. Отличаясь упорством и работоспособностью, Полищук, практически сразу же, начала работу в театре, где и повредила спину: у нее выпали три межпозвоночных диска. Врачи объясняли это тем, что после перенесенной операции мышцы пресса были ослаблены, и вся основная нагрузка приходилась на спину.
Это произошло прямо на сцене во время игры в спектакле. Полищук потеряла сознание. Тогда врачи сказали, что если ей и посчастливится встать на ноги, то только на костыли. Но мало того, что актриса полностью выздоровела, она еще и встала на пуанты, сыграв балерину в одном из спектаклей. Играя, актриса терпела дикие боли, несмотря на это, продолжала работать. Для нее специально соорудили лежак из досок, на котором она и отлеживалась после сьемок.
В 2000 году на голову свалилось еще одно несчастье. В результате автомобильной аварии у нее были повреждены шейные позвонки. После сьемок актриса возвращалась домой поздним вечером. Эту дорогу она знала наизусть, но тогда не заметила, что поменяли знак.
В ее машину на высокой скорости въехало три иномарки. Этот трагический эпизод и считается основным в истории болезни артистки, который стал началом необратимых последствий. После него Полищук могла работать только в специальном корсете.
Одной из возможных причин заболевания, забравшего жизнь Полищук, в прессе называют момент, который произошел с ней во время съемок «12 стульев». По сценарию Андрей Миронов роняет свою напарницу на пол. По одной из версий тогда забыли постелить маты на пол, и Полищук упала на бетонный пол. Но многие из коллег и друзей актрисы, да и она сама, называли эту историю выдуманной, не имеющей ничего общего с реальностью.
Последние дни Любови Полищук
Превозмогая боли, актриса до последнего хотела жить, цепляясь обеими руками за всевозможные шансы, которые хоть как-то могли продлить ее земное существование. Она снималась в кино, а ее коллеги до последнего не знали об истинном состоянии актрисы. По рассказам артистов, с которыми дружила и работала Полищук, они до конца думали, что болезнь Любови временная и скоро пройдет.
Она снялась в одной из кулинарных передач вместе со своим мужем Сергеем Цигалем. Летом 2006 артистка отдыхала на своей даче в Коктебеле. Один из режиссеров вспоминал, как позвонил Полищук за две недели до смерти и предложил ей сыграть одну из главных ролей. Актриса ответила, что сейчас не в состоянии согласиться на его предложение, но обязательно подумает над ним. А через несколько дней ее не стало. Ее последний персонаж (мать Виктории Прутковской) стал одним из самых ярких, запоминающихся и полюбившимся многим зрителям.
Даже матери она не рассказывала о том, как обстоят дела со здоровьем на самом деле. В одном из интервью мама актрисы рассказывала, как на ее предложение приехать Полищук ответила отказом, сказав о том, что скоро она поправится и сама приедет в гости к родным. А когда состояние стало критическим, матери актрисы позвонил ее внук – Алексей Макаров (сын Любови Полищук от первого брака.) Зайдя в комнату дочери, мать поняла, что она больше не жилец.
Последние месяцы артистка исчезла: никто из коллег и близких не видел и не знал, где она и что с ней происходит.
Она никого не принимала в гости и не выходила ни с кем на связь. Последние дни жизни с Полищук находились только самые родные и близкие ей люди:
- мама актрисы;
- муж Сергей Цигаль;
- дочь Мариэтта;
- сын Алексей Макаров.
За три дня до смерти артистку забрали с гипертоническим кризом в больницу. Причиной стал прием сильных обезболивающих, без которых она последнее время не могла нормально жить. Тогда, приведя в чувства, врачи выписали ее из больницы. Но уже 28 ноября артистки не стало. Она умерла во сне, не приходя в сознание.
Похороны
В последний путь Любовь Григорьевну проводили 30 ноября 2006 года. Церемония прощания прошла на Троекуровском кладбище, где и находится могила актрисы.
В 2021 году на доме актрисы, где она проживала последнее время, была установлена мемориальная доска. Также памятная доска была помещена на здании родной школы Любови Полищук в городе Омске, где она училась. С 2007 года учреждена ежегодная правительственная премия Омской области им. Народной артистки России Любови Полищук. Ее вручают артистам за лучшую женскую театральную роль.
Текст книги «Любовь Полищук. Одна, но пламенная, страсть»
Юлия Игоревна Андреева Любовь Полищук. Одна, но пламенная страсть
© Андреева Ю., 2017
© ООО «ТД Алгоритм», 2017
* * *
Благодарю Александра Позднякова (Ленфильм) за предоставленные фотографии.
Настоящая жизнь бывает только в кино.
О’Санчес
Есть женщины, о которых хочется говорить только стихами, причем стихами возвышенными, написанными так, как будто бы поэт предвидел появление в нашем несовершенном мире «гения чистой красоты» Беатриче, Лауры, Шаганэ… В своем стихотворении «Незнакомка» Александр Блок говорит о прекрасной женщине, но была ли эта женщина на самом деле? Или только почудилась, когда:
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
Сколько современниц Александра Александровича явно и тайно претендовали на высокий титул «Блоковской незнакомки», но что, если прекрасная как сама любовь и грех женщина приходила к нему из грядущего? Подобно тому, как героиня XII века являлась к своему избраннику – человеку века XXI (фильм «31 июня», в котором играла Л. Полищук). Если он гениально предвидел явление ее миру? Правда, это явление для поэта происходило в знакомом ему ресторанчике в Озерках, где Александр Блок сидел перед стаканом вина, в котором отражались то луна за окном, то его собственный бледный лик.
Любовь Полищук. 1988 г. Фото – Ленфильм.
«Жизнь воспитала во мне мужской характер…»
(Любовь Полищук)
И каждый вечер, в час назначенный, (Иль это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Элегантная высокая дама в длинном вечернем платье, поверх которого была наброшена роскошная меховая накидка, шла по полутемной лестнице дома кино. Вверх или вниз, снисходила или возносилась? Кто она? Актриса? Поэтесса? Супруга миллиардера Фортескью, очаровательная Адель из «Тайны черных дроздов», пленительная Клея («Эзоп»), разбитная ресторанная певичка Берта, пожелавшая лететь на Луну в компании ни много ни мало самого барона Мюнхгаузена, или это снова видение прошлого, настоящего, грядущего?
Любовь Полищук репетирует Воланда. 1982 г. Фото – А. Богданов
«В 1982 г. мне повезло наблюдать за созданием Любовью Полищук моноспектакля “Мастер и Маргарита”. Полгода репетиций. Один спектакль. Люба была прекрасна на репетициях, а в партии Воланда, мне кажется, поднялась значительно выше того уровня, который ей уготовила кинотеатральная судьба. Надеюсь, что фото передает мои ощущения».
(Андрей Богданов)
Много ли на самом деле мы знаем о звезде российского кино Любови Полищук? Много ли она успела нам рассказать, и что из сказанного можно принимать со всей ответственностью за правду, а что – всего лишь плод воображения творческой личности, ее вторая и, возможно, более значимая и яркая жизнь?
Портрет Дориана Грея старел вместо своего владельца, портрет – душа, одного взгляда на который хватило бы, чтобы понять, чем на самом деле является очаровательный, нестареющий Дориан. Когда мы заводим речь о Любови Полищук, хочется говорить о тех ролях, которые она так и не сыграла, хотя и стремилась к ним. О даре, который был явлен миру, и которым этот мир не воспользовался, о подарке, который так и не распаковал.
Любовь Полищук в спектакле «Мастер и Маргарита». 1984 г. Фото – А. Богданов
Однажды, в театре, где на тот момент времени работала Любовь Полищук, решили поставить «Мастера и Маргариту». Услышав об этом, наша героиня тут же принялась учить текст, справедливо полагая, что ее вот-вот утвердят на роль. А кого еще? Статная, темноволосая, настоящая роковая красавица, – кто лучше нее сумеет выступить хозяйкой бала Воланда? Кто не побоится пронестись над залом на метле? Она уже рисовала в воображении афиши, но неожиданно роль досталась другой. Любе же предложили сыграть кота Бегемота. Черный парик можно на кого хочешь нацепить, объяснил происходящее режиссер, но никто не справится с котом лучше, чем наша Любаша. Все знали: при своей итальянской внешности и имидже женщины-вамп Полищук никогда не боялась выглядеть смешно. Вот пусть она, голубушка, «примус и починяет».
Обидевшись, Люба покинула театр.
«Она мечтала сыграть Маргариту. И в театре “Эрмитаж” режиссер Михаил Левитин ей эту роль обещал, – Вспоминает Варлен Стронгин. – Но потом отдал ее Ольге Остроумовой, своей жене. Так бывает… В это время в театре разгорелся скандал, и он вообще эту пьесу снял. А одной из лучших Маргарит была бы именно Люба».
Михаил Левитин на фоне портрета своей бывшей жены Ольги Остроумовой.
Фото – Д. Хованский
Секрет опалы
Поклоны – составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост.
Майя Плисецкая
Понятно, что невозможно всегда выбирать для себя роли, не у всех актрис есть подобная привилегия, но в случае с Полищук существует версия, объясняющая, отчего столь талантливую актрису, которая пела, танцевала и могла играть репертуар от высокой трагедии «Христиане» (роль проститутки Карауловой) до легкомысленной комедии «Моя прекрасная няня» (роль мамы Вики) в течение практически всей жизни продержали на вторых ролях.
Сама Любовь Григорьевна объясняет это так. Однажды, после того как она снялась в «Двенадцати стульях», где танцевала танго с Андреем Мироновым, ее заметили. И вскоре после этого юная и прекрасная Любовь была приглашена в кабинет, в котором ждал ее высокий партийный начальник. В истории опускается имя.
– Ты будешь получать самые лучшие роли, ты станешь известна на весь свет, – снедаемый вожделением, шептал искуситель опешившей от такого напора девушке. – Я сделаю тебя богатой… а может, звания? Одно за другим?
– Чего вы хотите от меня? – напрямик спросила актриса, уже понимая, какого ответа следует ждать.
Кадр из кинофильма «Выигрыш одинокого коммерсанта». 1984 г.
Да, ей предложили сделаться наложницей высокопоставленного человека. Актриса поднялась и с возмущением вышла вон.
– Тогда не будет ничего! Ничего, слышишь? Ты никогда не будешь сниматься в главных ролях! Сгниешь в массовке! Я сделаю твою жизнь адом!
После чего на Мосфильм, а оттуда и на все киностудии страны поступило резюме: «Л.Г. Полищук – актриса с несоветской внешностью. Рекомендовано не ставить на главные роли».
Было ли это на самом деле? А почему нет? То, что Любовь Григорьевна никогда не называла имени своего обидчика, может указывать на то, что она не хотела включаться в эту войну, позволяя агрессору наносить удары и принимая их с достоинством.
С другой стороны, это вполне может оказаться красивой легендой. Оправданием того, отчего такая обворожительная и талантливая женщина столько лет оставалась на задворках истории. Всем известно, что человек с хорошим воображением нередко придумывает для себя оправдание происходящему, которое не в силе изменить.
Существует более бытовая версия, отчего Полищук старались не снимать в главных ролях. Несдержанная в своих порывах, Любовь Григорьевна привыкла говорить то, что она думает, не считаясь с заслугами и регалиями своего оппонента. По словам ее коллег, однажды в самом начале своей карьеры Полищук нахамила кому-то из руководителей Мосфильма. После чего автоматически угодила в черные списки. Ее запретили снимать в главных ролях. Официальная причина – актриса внешне напоминает Софи Лорен, а в советском кинематографе нет ролей для софилореновского амплуа. В то время кинематографу были нужны более домашние женщины, женщины, которые смотрят за детьми и не имеют собственного мнения, или женщины, полностью отдающие себя любимому делу. Разве Софи Лорен может сыграть председателя месткома или знатную доярку? То-то же…
Любовь Полищук в молодости. 1970-е гг.
«Лорен – итальянка, а я – сибирячка, казалось бы, нельзя сравнивать, да? – вмешивается в наше повествование Любовь Полищук (статья «Актриса Любовь. Марина Невзорова. АиФ, в 2005 г.). – А со сцены мы смотримся похоже, потому что и у нее, и у меня скулы и рот от уха до уха. Когда на телевидении снимали “Волшебный фонарь”, режиссер сказал: “Гримируйте ее под Софи Лорен”. Так меня и звали на площадку: “Софу – в кадр”. … У меня была замечательная проба, пообещали одну из главных ролей. Вдруг за три дня до начала съемок выясняется, что режиссер отдал эту роль кому-то из своих дам. А мне – проходной эпизод. Я не прихожу на съемку. Меня вызывают в актерский отдел. “Что вы себе позволяете? Что вы из себя народную артистку строите?” – “Если хотите узнать мою позицию, пожалуйста, объясню”. Начальник смотрит на меня, и я вижу, что он не понимает, почему я так спокойно с ним разговариваю. Не заискиваю, не трепещу. Не по-ни-мает! Меня осчастливили, дали такую возможность – сняться на Мосфильме. “Я имею право запретить вам сниматься не только на «Мосфильме», а вообще на всех студиях Советского Союза в течение семи лет!” Конечно, у меня все внутри застыло. До сих пор не знаю, как из меня выползла фраза: “Жила без кино до 26 лет, ну и дальше как-нибудь проживу”».
Софи Лорен – итальянская актриса и певица, с которой частенько сравнивали Любовь Полищук в начале ее карьеры
Так это было или иначе, но все знали, что Полищук как обладательницу «несоветской внешности» не рекомендовано снимать в главных ролях, при этом, если это пожелание было в письменной форме, никто из знакомых Любови Григорьевны ни разу не хвастался тем, что означенный документ видел или держал в руках. А раз нет документа, то и подписи на нем не прочтешь, личность не идентифицируешь. Остается одно: попытаться догадаться, кому из обличенных властью перестраховщиков пришло в голову делить людей по типу внешности на «советских» и «несоветских»?
Тайна.
Любовь Полищук. 1988 г. Фото – Ленфильм
«Я набила столько шишек, что запомнила их на всю жизнь».
(Любовь Полищук)
Венок из полевых цветов
Театр – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло.
Владимир Маяковский
Решила – я буду писать книгу про Любовь Полищук, точно плести венок из полевых цветов. В основу положу работы в кино и театре. Как ни крути, для актрисы это самое главное. Они, артисты, говоря о прошлом и, забывая даты и события происходящего в мире, обычно четко называют фильм, в котором в этот самый момент работали, театральную роль, с которой срастались душой и телом.
Да, в основу венка пойдет тяжелая каждодневная работа – цветущие стебли розового иван-чая, а в него уже будут вплетаться яркие маки событий жизни, незабудки воспоминаний друзей и любимых, полевые гвоздики метких фраз самой героини, собранные из различных интервью с ней.
Вот он, цветущий луг, выбирай, срывай цветы для праздничного венка. Пусть вплетаются в него синие люпины исполненных песен, ромашки и колокольчики любимых стихов. Любому цветку найдется место в ярком, разноплановом сценическом образе одной из самых любимых российских актрис – Любови Полищук.
За кулисами. 1988 г. Фото – Ленфильм
Не погребальный печальный венок, а живой венец жизни и радости, творческого восторга и, конечно же, любви. Как у Афанасия Фета:
Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок. Свеж и душист твой роскошный венок, Ясного взора губительна сила, — Нет, я не верю, чтоб ты не любила: Свеж и душист твой роскошный венок. Свеж и душист твой роскошный венок, Счастию сердце легко предается: Мне близ тебя хорошо и поется. Свеж и душист твой роскошный венок.
«Я не считаю себя красивой. И никогда не считала. Могу быть привлекательной. Эффектной.
Свечусь от того, что я на сцене. Вот на сцене люблю себя и не стесняюсь об этом говорить».
(Любовь Полищук)
Начало
Если бы я был идейным садистом, я без остатка посвятил бы себя обществу и людям, выбрав для служения театральную режиссуру.
О’Санчес
Люба Полищук родилась в рабочей семье. Папа – Григорий Мефодьевич, железнодорожный строитель, мама – Ольга Пантелеевна, швея. Бойкая, общительная девочка мечтала о карьере Анны Павловой. Хотела стать балериной и выступать в лучших театрах страны. Голову поочередно кружили музыка Чайковского к балету «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»… Люба представляла себя то заколдованной принцессой, то прекрасным лебедем, то отважной девочкой, признавшей в деревянном уродце принца своей мечты и разрушившей злые чары. Она с восторгом выполняла сложные балетные па, танцевала на пуантах. Очень старательная и добросовестная, ради своей мечты Люба была готова заниматься днем и ночью. Казалось, с таким упорством можно достичь чего угодно, но на этом пути Любу ждали первый отказ и разочарование. Истина лежала на поверхности. Девочке с ее ростом и размером ноги нечего делать в балете. И правда, кому нужна балерина с ростом баскетболистки – ее ведь ни один партнер не сможет поднять! Поставь такую в кордебалет, да хоть в танец маленьких лебедей, она же там будет возвышаться как пальма посреди ржаного поля.
Мать актрисы – Ольга Пантелеевна Полищук
Удар оказался невероятно болезненным.
Девочка пытается спасти ситуацию, может быть, еще не все потеряно, она поднапряжется и сможет. Смогла же сесть на шпагат. Понадобилось сделать мостик – научилась. Балетом тоже можно овладеть. Она же не отказывается работать! Все можно поправить!
К сожалению, не все. «Большая ножка никогда не станет маленькой», – слышится из телевизора голос Короля Гарина (фильм «Золушка»). По сказке, настоящей, а не той, что урезали и залили сахаром редакторы, старшей сестре Золушки пришлось отрезать себе пальцы и пятку, иначе ее большая стопа не поместилась бы в заветную туфельку. Люба готова на все, но уже понимает: операции, которая сможет сделать ножку маленькой и при этом подвижной, не существует. Опять же, она не может уменьшить свой рост.
Не получится из тебя лебедя, Люба-любовь. Не летать тебе в Мариинском театре, не летать в Большом. Гадкий утенок – вот твой персонаж.
Люба себе не нравилась, считала, что неказистая внешность испортила ей жизнь.
– Ну что это за волосы! – по сто раз на дню сетовала Полищук, дергая себя за тощие косички, больше похожие на крысиные хвостики. Разве у настоящей артистки могут быть такие тонкие, да еще и жирные волосы?
Если верить Любови Григорьевне, то и ноги у нее были кривые, и глаза косые, кроме того, будущая звезда не выговаривала несколько букв. Последнее вряд ли бросалось бы в глаза у балетной танцовщицы, но после того как балет захлопнул двери прямо перед ее носом, Люба поняла, что все равно будет на сцене, просто в другом жанре.
Любовь Полищук в детстве. 1950-е гг.
«В раннем детстве у нее от перенесенного рахита ножки искривились, плюс еще добавилось легкое косоглазие. Смешная такая – с очень кривыми ногами и большеротая, но невероятно обаятельная. Первыми ее осмысленными фразами были – а она “р” не выговаривала: “Буду алтисткой, знаменитой алтисткой!”»
(Ольга Пантелеевна Полищук)
«Родилась она косоглазой и кривоногой, – рассказывает мама Л. Полищук Ольга Пантелеевна. – Мы перепугались и стали водить ее по докторам. В больнице заявили, что такое не лечится. Выяснилось, что в младенческом возрасте повредили нервные окончания. Но нас обнадежили: мол, со временем обязательно пройдет. Так и произошло». И вот еще на ту же тему из интервью «Мама Любови Полищук: “Дочка всегда иронизировала: «Надо петь и играть, что дают»”»: «Любонька очень слабенькой родилась – мы с мужем жили бедно, когда я была беременна дочерью, нормальной еды в доме не хватало, не то что деликатесов. А в раннем детстве у нее от перенесенного рахита ножки искривились, плюс еще добавилось легкое косоглазие. Смешная такая – с очень кривыми ногами и большеротая, но невероятно обаятельная. Первыми ее осмысленными фразами были – а она “р” не выговаривала: “Буду алтисткой, знаменитой алтисткой!” Люба, наверное, танцевать научилась раньше, чем ходить (смеется). Вся была в музыке. А в третьем классе как-то незаметно выровнялась – стала такой ладненькой и самой высокой в классе. Я радовалась, глядя на дочь: “Вот, из гадкого утенка превращается в прекрасного лебедя”».
Любовь Полищук с отцом Григорием Мефодьевичем, мужем Сергеем Цигалем и дочерью Мариэттой
Несмотря на то, что о физических недостатках Полищук говорят многие знакомые Любови Григорьевны, лично я в них не верю. Возможно, что у рослой девочки ноги были тонкими как спички и из-за того выглядели непривлекательно. В этом случае она могла исправить положение упражнениями. Подкачала мышцы – вот ноги и исправились. Если бы изначально они были кривыми, для исправления этого недостатка потребовалась бы серьезная клиника – в этом случае кости ломают в нескольких местах, затем ноги помещают в аппарат Илизарова[1]1
Компрессионно-дистракционный аппарат (аппарат Илизарова, аппарат Шевцова-Мацукатова) – медицинский аппарат, предназначенный для длительного скрепления фрагментов костной ткани, а также для ее сжатия («компрессии») или растяжения («дистракции»), то есть для проведения так называемого «чрескостного остеосинтеза». Аппарат применяется для лечения травм, переломов костей конечностей, врожденных деформаций костной ткани. Также используется при «эстетических» операциях в антропометрической (ортопедической) косметологии по удлинению и выпрямлению ног.
[Закрыть], но Полищук не ложилась ни в какую клинику, а, следовательно, исправить себе кривые кости не могла.
Что касается косоглазия, Александр Панкратов-Черный в программе «Любовь сильнее смерти» рассказывал, что у Любы была шляпка со свисающей бахромой, и она специально заставляла косящий глазик смотреть на нее. Не знаю, возможно ли такое, но будем считать, что возможно. Что касается волос, Полищук побрилась наголо и затем подкармливала корни волос народными средствами. Получилось.
Любовь Полищук в детстве. 1950-е гг.
«В детстве я была “гадким утенком”, тощая, длинная и совершенно себе не нравилась».
(Любовь Полищук)
«Люба пережила это разочарование (имеется в виду невозможность заниматься балетом. – Ю.А
.), – пишет Наталья Сердцева в интервью «Любовь Полищук – биография, личная жизнь: так мало времени на счастье…». – Проплакав неделю, решила для себя: будет играть в кино и театре. А спустя много лет детская мечта все же осуществилась. В одном из спектаклей Полищук нужно было танцевать на пуантах. Когда ей принесли атласные балетные туфельки с ленточками, она в порыве чувств их расцеловала.
А потом надела – и станцевала, легко и красиво, словно репетировала годами. И так было всегда: если это было нужно для роли, актриса могла сделать все, что угодно…»
В Москву учиться
Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.
Дени Дидро
Несмотря на уговоры родителей учиться на инженера-строителя, закончив школу, Люба уже знала, что лучше броситься в омут, нежели отказаться от своей мечты. Любовь Полищук родилась в 1949 году, по всей стране бушевали стройки. Строительные профессии были очень востребованы. А что такое востребованная профессия? Это возможность устроиться в любом городе, куда тебя только ни забросит жизнь. Впрочем, если бы дочка выбрала мамину профессию – тоже штука полезная. Швея ведь и себя и всю свою семью будет бесплатно обшивать – а это какая экономия! Кроме того, всегда можно подзаработать. Хорошие швеи во все времена нужны.
А что такое актриса? Сколько девочек каждый год спешат в театральные училища, а поступают единицы. После проваленных экзаменов остаются тяжелый осадок и насмешки: мол, «со свиным рылом, да в калашный ряд». А то и хуже получается. Поедет девочка в большой город, не поступит – а обратно возвращаться гордость не позволит. Вот и остаются в столице на птичьих правах, так можно и с правильной дорожки сбиться. Не хотели родители такой судьбы для своей дочери.
Москва 1960-х гг.
Тем не менее, после школы Люба отправляется в Москву поступать в театральный институт. И… Ну надо же, как бывает – умудрилась опоздать на экзамены. Явилась к шапочному разбору, когда все экзамены уже сданы и вывешены списки поступивших.
«Три дня она провела в столице, ночуя на вокзале и питаясь пирожками. За это время обошла все театральные вузы и выяснила ужасную вещь: прием документов везде закончен. Ей говорили: “Приходите на следующий год”. Они даже не захотели посмотреть выступление, которое она готовила несколько месяцев! Как она теперь вернется домой, что скажет родным? – пишет Наталья Сердцева. – И тут ей явился… ангел. Так она позже стала называть незнакомого прохожего, который поинтересовался, отчего такая красавица плачет. Люба поведала ему о своей беде.
– А вы знаете, – произнес мужчина, – в Творческих мастерских эстрадного искусства сейчас идет набор. И как раз для Омской филармонии! С такими глазами вас обязательно возьмут.
…Люба неслась на ВДНХ, где находились мастерские, как на пожар. Она понимала, что судьба дает ей шанс, и не собиралась его упускать. Оказавшись перед приемной комиссией, она выложилась на все сто: пела, танцевала, читала монологи, пародировала советских и зарубежных артистов. Худая как жердь, с тифозным ежиком вместо волос и огромными глазами, она производила странное впечатление.
В школе Люба участвовала в самодеятельности, пела под гитару и барабан. Песенный же репертуар будущей звезды был неожиданно широк, первую половину песен его составляли песни из арсенала Людмилы Зыкиной, а вторую – Робертино Лоретти. При этом все итальянские песни Люба учила с пластинки, старательно записывая итальянские слова и пытаясь вникнуть в их значение. Благодаря чему в Омске юная Полищук сразу же стала «крупным специалистом в итальянском». К ней приходили списывать слова. В результате в Омской художественной среде появился свой собственный вариант итальянского, который имел мало общего с настоящим итальянским, напоминая последний только характерной напевностью и, возможно, имея некоторое количество слов, схожих с оригинальными. Спев и из Зыкиной, и из Лоретти, Полищук взялась было читать басню, но от волнения забыла слова. Что делать? Разумеется, не теряться, и быстренько найти выход из положения. Она начала танцевать.
Любовь Полищук в молодости. 1969 г.
Эту историю Л. Полищук рассказывала и на своем творческом вечере в передаче «Линия жизни. Любовь Полищук» на канале «Культура».
Тем не менее, для газеты «Аргументы и факты» наша героиня поведала другую историю: «Приехала в Москву в 16 лет. Не поступила в театральное, потому что повсюду опоздала. Уже положила чемодан в камеру хранения на Белорусском вокзале и решила в последний раз пройтись до Красной площади. Иду в платьице, которое сама перешила из школьной формы, и чувствую, что мне очень плохо. У меня круги черные под глазами. Присела на железный поручень напротив кафе “Московское”. И выходит компания. Как выяснилось потом – поэт Борис Брянский, композитор Юрий Саульский и Виктор Горохов, очень известный в Москве человек. Они меня разговорили и предложили помочь. Тут же оттащили в “Щепку”[2]2
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина.
[Закрыть]. Там ничего не получилось. И тогда Брянский говорит: “Давай поедем к Горохову, ты нам почитаешь что-нибудь, может, тебе и не стоит в артистки рваться?”
Я что-то прочитала, спела и… потеряла сознание. Температура была 41! Очнулась только утром. Открываю глаза и не могу ничего понять. Лежу, укрытая пледом, рядом стоит стакан воды и бутерброды. Никого нет. Встала. Слабость жуткая, на трясущихся ногах ушла. И вдруг около “Националя” натыкаюсь на всю компанию! Они на меня сначала наорали за то, что я больная вылезла из дома, а потом отвезли во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где были знакомые педагоги. Меня прослушали и взяли». (Статья «Актриса Любовь. Марина Невзорова. АиФ, в 2005 г.)
Юрий Сергеевич Саульский (1928–2003) – советский и российский композитор, дирижер, автор балетов и мюзиклов, автор песен, музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Народный артист РСФСР (1990)
Что же было на самом деле? Возможно и то и другое. Все-таки девочка несколько дней, полуголодная и уставшая, маялась в чужой ей Москве. А может, новые друзья ей просто привиделись, так что даже не знаю, кого считать реальными персонажами, – ангела или поэта с композитором, которые по доброте душевной приютили у себя совершенно чужую им больную провинциалку.
«Я гэкала, окала, шепелявила, пришепетывала и не выговаривала букву “р”», – рассказывала Любовь Григорьевна в передаче «Линия жизни» для канала «Культура». С такими недостатками ее просто не могли взять на курс, но при этом комиссия видела горящие глаза новоявленной артистки. Правильно сказал ангел – невозможно пройти мимо таких глаз… Наконец слово взял Леонид Семенович Маслеков: «Конечно, девочка сырая, но в ней есть божья искра». Так Люба была принята с испытательным сроком один месяц на вокал, к Георгию Павловичу Виноградову.
«Как раз в это время я шила платье одной знакомой, – рассказывает Ольга Пантелеевна, мама Любы. – Она пришла ко мне на примерку – и видит: Люба вся зареванная, мы ведь ее в Москву не пускаем, да и вообще атмосфера в доме напряженная. Моя клиентка и предложила пожить у ее брата в Москве. Муж уже не стал противиться и выхлопотал бесплатный билет Любе. Дочь приехала в Москву и поступила в Мастерскую эстрадного искусства. Представляете, там как раз шел набор артистов для Омской областной филармонии. После экзаменов она звонит: “Мама, меня приняли!” И больше слова сказать не может – рыдает от избытка чувств».
Леонид Семенович Маслюков (1913–1992) – советский мастер циркового-эстрадного искусства, режиссер, общественный деятель, организатор и создатель Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ, 1961)
Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, все испытания остались позади. Можно учиться и ни о чем не думать и… но вдруг у Любы пропал голос. Причем она не могла ни петь, ни даже громко говорить. «В ближайшие несколько лет петь нельзя», – заявили врачи, – иначе голос пропадет навсегда». Несколько лет? А у нее был всего месяц!
Что ты будешь делать? Испытательный срок подходил к концу, а связки упорно не слушаются, Люба нервничала, отставала от программы. В результате ей сообщили, что, как ни печально, но по истечению положенного ей испытательного срока она автоматически будет отчислена.
«Однажды я поняла, что Господь никогда не закрывает сразу все двери, – говорила Любовь Полищук, – когда закрывается последняя, где-то непременно открывается новая». Так было и на этот раз. Ошеломленную ужасным известием, горько рыдающую Любу нашел Рудольф Евгеньевич Славский. «А ты не хочешь себя попробовать в разговорном жанре?», – выслушав Любины жалобы, поинтересовался он.
«Чо такое? Стихи, что ли, читать?» – вытерла слезы Люба.
«Ну, не обязательно стихи, можно и прозу». Так Любовь Полищук стала артисткой разговорного жанра. После окончания курсов в ее дипломе значилось «Артистка юмора и сатиры», когда же после она закончит еще и ГИТИС, в ее новом дипломе будет красоваться «Актриса драмы и кино».
Но не станем забегать вперед. Получив диплом артистки сатиры и юмора, Люба вернулась в родной город в составе труппы, которую набирали для Омска в Москве. Правда, не пела и не танцевала, как планировала вначале, а читала эстрадные монологи и участвовала в юмористических сценках.
Омская филармония – средоточие музыкальной культуры области
В то время в жизни Л. Полищук неожиданно происходит очередное мистическое событие (первым, мы помним, было явление «ангела»). Кстати, само слово «ангел» переводится как «посланник». Это же новое событие можно назвать неким месседжем, посланным ей из грядущего, знаком судьбы. «Еще студентами мы поехали отдыхать в Коктебель. И решили организовать пикник на вершине горы Карадаг, карабкались наверх по узенькой тропке, нависшей над обрывом, – рассказывала Любовь Григорьевна (статья «Любовь Полищук. Лицо несоветской женщины» Катерины Романенковой и Татьяны Алексеевой, октябрь 2004 г.). Вдруг начался сильный шторм, поднялся ветер, высокие волны буквально захлестывали нашу тропку, сбивая с ног. Я растерялась, с перепуга заторопилась и сорвалась со скалы в море. Конечно, сильно расшиблась. Кое-как меня довели до поселковой поликлиники, где оказали помощь. Соседний с поликлиникой дом буквально утопал в саду – это и был домик моего будущего супруга (имеется в виду второй муж С. Цигаль. – Ю.А
.)».
Интересно, признал бы в ней Цигаль свою единственную и неповторимую, случись им повстречаться, или был в то время занят другой «единственной и неповторимой»? В любом случае встреча с Сергеем Викторовичем хоть и была прописана в небесной канцелярии, но до нее Любе еще предстояло хлебнуть лиха. Так что не будем отвлекаться на предположения альтернативной истории и вернемся к нашему повествованию.
«Все роли для меня – как дети, и ни одна из них не далась мне легко. Мне вообще ничего в жизни никогда не давалось даром».
(Любовь Полищук)