Россия, Московская область, Мытищи, улица Борисовка
Телефон:
+7 (964) 576-77- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Когда Александра Кайдановского не стало, его сыну было 8: как он выглядит сейчас

Александр Кайдановский

Просмотры: 1 406

Александр Кайдановский — талантливый советский актер, режиссер и педагог с яркой, богатой событиями биографией. Его театральная карьера не сложилась, зато в кинематографе он добился славы. Тяжелый характер Кайдановского был причиной многих конфликтов, а богемный образ жизни привел к трем разводам и прервал его земной путь в 49 лет.

Александр Кайдановский. Фото belcanto.ru

Александр родился 23 июля 1946 года в Ростове-на Дону. Его отец (по рождению Лейба Лейбович Кайдановский, впоследствии сменивший имя на ЛеонидаЛьвовича) занимал высокий пост в управлении ростовского “Газнефтепровода”, а мать — Вера Александровна Онищук была режиссером-постановщиком в детской театральной студии. Брак родителей продлился недолго, и после их развода мальчик остался жить с отцом.

Саша Кайдановский в детстве с родителями. Фото smutokilon.ru

Унаследовав от матери творческие гены, Саша с детских лет мечтал стать актером, но отец хотел, чтобы он получил надежную специальность. Когда юноша окончил 8 классов, Леонид Львович отправил его в Днепропетровск к своей сестре, где Саша пошел в техникум учиться на сварщика.

Проучившись там один год, Кайдановский в тайне от отца бросил техникум и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств. Леонид Львович простил сына только после того, как увидел его на IV курсе в спектакле “Молодая гвардия” — он признал талант Саши и его право самостоятельно выбирать жизненный путь.

Завершив учебу в 1965-м году, Александр поехал в Москву и с первой попытки успешно сдал экзамены в школу-студию при МХАТе. Но через месяц оттуда ушел — ему не понравились “менторское наставничество и дурацкие церемониальные ритуалы”, которые, по его мнению, процветали в этом ВУЗе. Кайдановский перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Бориса Захавы, которое окончил в 1969-м году. Среди его однокурсников были Леонид Филатов (его Александр считал самым талантливым на курсе), Иван Дыховичный, Нина Русланова, Борис Галкин, с которыми он особенно сдружился в студенческие годы.

Детство

Александр родился 23 июля 1946 года в городе Ростове-на-Дону. Его отец, Леонид Львович, не имел отношения к искусству. Он служил летчиком на фронтах Великой Отечественной войны, где получил ранение. После войны Леонид Львович устроился работать в Ростовское МГБ на должность начальника радиолокационный станции. В 1945 году состоялась его свадьба с Верой Александровной Онищук. Девушка хорошо разбиралась в литературе и музыке, имела тонкий слух и красивый голос. Благодаря широкой, обаятельной улыбке, они с Леонидом были похожи друг на друга. Поначалу этот брак был очень счастливым.

Неподалеку от дома семьи находилось разрушенное во времена войны здание университетской библиотеки. В развалинах можно было отыскать самые разноплановые книги. Именно тогда у маленького Александра зародилась страсть к чтению, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.

В конце 40-х Леонида Львовича уволили по так называемому «пятому пункту». Тогда молодой мужчина поступил в местный техникум и получил там образование специалиста по подводной сварке. Всю последующую жизнь он проработал по специальности на строительстве всяческих гидротехнических сооружений.

Вера Александровна сначала работала библиотекарем, но будучи студенткой Института культуры, увлеклась театром и решила попробовать себя в качестве театрального режиссера. В детских спектаклях, которые девушка вскоре начала ставить, не было места для ее родного сына. Она считала Сашу неартистичным. Возможно, именно скрытая обида на мать позже приведет к тому, что Александр выберет актерскую стезю.

Постепенно отношения между Леонидом и Верой начали усложняться тем, что мужчина был очень ревнив. Он не мог терпеть, когда вокруг его жены крутились молодые артисты, многие из которых были очень интересными. В конечном итоге в 1960 семейный союз был расторгнут. Вскоре Вера Александровна вышла замуж во второй раз. Саша остался жить с отцом.

Александр Кайдановский

23 июля 1946 года родился Александр Кайдановский, актер и режиссер

Личное дело

Александр Леонидович Кайдановский (1946–1995) родился в Ростове-на-Дону в семье инженера. Окончив 8 классов средней школы, Александр Кайдановский поступил в Днепропетровский сварочный техникум, в котором, однако, отучился всего лишь год – настоящим первым «его университетом» стало Ростовское училище искусств, которое он окончил в 1965 году.

В этом же году Кайдановский уехал в Москву, где сначала поступил во МХАТ, но потом перешел в училище им. Щукина. Уже на втором курсе он дебютировал в картине Ирины Поволоцкой «Таинственная стена», и в том же 1967 году получил эпизодическую роль в драме Александра Зархи «Анна Каренина». В 1968 году Кайдановский снялся в мелодраме «Первая любовь».

По окончании училища молодой актер был принят в труппу Театра имени Вахтангова, но отношения с театром у Кайдановского не сложились. Из-за этого в 1973 году он отправился служить в армию – и тогда-то его судьба резко изменилась: в 1974 году страна увидела отчаявшегося ротмистра Лемке в истерне «Свой среди чужих, чужой среди своих». Кинокарьера Кайдановского стремительно пошла в гору: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976) – всего более 50 картин за 28 лет.

В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Поступал Кайдановский к Андрею Тарковскому, но после отъезда того в Италию продолжил обучение у Сергея Соловьева. В 1990 году Кайдановский возглавил свою режиссерскую мастерскую, которую вел до 1992 года. В этом же году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В 1994 году Кайдановский был приглашен в жюри МКФ в Каннах.

Александр Кайдановский скончался утром 3 декабря 1995 года от обширного инфаркта, ставшего третьим за год. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Чем знаменит

Александр Кайдановский — выдающийся советский и россйский актер, снявшийся более чем в 50 картинах, среди которых: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Кто поедет в Трускавец» и «Десять негритят» – всего более 50 картин. При этом в памяти зрителей он остался, в первую очередь, Сталкером из знаменитого одноименного фильма Андрея Тарковского 1979 года.

Невозможно сказать, какой ценой эта роль далась актеру: принципиальный, жесткий и цельный в жизни Кайдановский сыграл рефлексирующего, сомневающегося и в итоге разуверившегося человека, вынужденного еще и объяснять другим, что «прямой путь не самый короткий». Многие считают, что роль наложила отпечаток и на дальнейшее творчество, и на жизнь артиста.

О чем надо знать

Александр Кайдановский

В начале творческого пути Кайдановскому покровительствовал Михаил Ульянов. В частности, он выступил на суде, когда против актера было выдвинуто обвинение в хулиганстве (в нетрезвом состоянии он ударил человека, оказавшегося ветераном войны) – в результате Кайдановский отделался условным сроком. Ульянов же советовал Кайдановскому после театральных неудач вернуться в Ростов, но актер поступил по-своему.

Кайдановский снял пять фильмов в качестве режиссера. Два из них – «Сад» и «Гость» – сняты по мотивам рассказов Хорхе Луиса Борхеса, курсовая работа «Иона, или Художник за работой» – по одноименному рассказу Альбера Камю. Дипломная работа «Простая смерть» была экранизацией рассказа «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого и, по словам самого режиссера, избавила его от страха смерти. Последней работой стала сюрреалистическая драма «Жена керосинщика» по собственному сценарию.

Прямая речь

О расставании с театром: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».

О «Сталкере»: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера».

Преподаватель Михаил Бушнов о Кайдановском: «Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить».

Первая супруга Ирина Бычкова о Кайдановском: «Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла. Он не мог снимать фильм по чужому сценарию, потому что прежде чем приступить к работе, он должен был прожить эту историю, и он проживал ее от начала до конца».

Из воспоминаний Леонида Филатова: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы впятером – он, Галкин, Качан, Матвеев и я – возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей – не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали».

6 фактов об Александре Кайдановском

  • Александр Кайдановский был четырежды женат официально, кроме того, состоял в ряде гражданских браков.
  • Самая известная супруга актера – актриса Евгения Симонова, с которой он познакомился на съемках фильма «Пропавшая экспедиция».
  • В Театре имени Вахтангова Кайдановскому сразу хотели предложить роль князя Мышкина, но в нее «вцепился» второй кандидат – Николай Гриценко.
  • Службу в армии Кайдановский проходил в кавалерийском полку при «Мосфильме», что и позволило ему сняться в «Своем среди чужих» (Михалкову из-за службы съемки пришлось отложить).
  • Однажды Кайдановский на несколько часов опоздал на экзамен, который должен был принимать, поскольку не мог пропустить роды у любимой собаки Зины.
  • В первой версии «Сталкера» Кайдановский, по отзывам братьев Стругацких, играл крутого парня и афериста Аллана. Пленка погибла при проявке, а всего фильм переснимался целых три раза.

Материалы об Александре Кайдановском

Биография Александра Кайдановского на сайте Vokrug.tv

Чтобы помнили. Александр Кайдановский

Александр Кайдановский. Трагедия сталкера

Статья об Александре Кайдановском в Википедии

Образование

Желая обрести свободу, Саша уехал в Днепропетровск и поступил там в сварочный техникум. Ему было все равно, где учиться, лишь бы избавиться от семейных драм. Отец был очень рад тому, что сын пошел по его стопам. Однако Кайдановский Александр задержался в техникуме всего на год. Вопреки негодованиям отца, будущий актер поступил в Ростовское театральное училище.

К учебе парень отнесся с крайней серьезностью. Он часами прослушивал пластинки художественного чтения и работал над своей дикцией. Его очень увлекало то, как великие поэты читали свои стихи. В начале 60-х Александр стал много общаться с ростовскими художниками Чарскими. Он быстро взрослел и становился все требовательнее как к самому себе, так и к окружающим. Быстро опередив своих сокурсников в интеллектуальном развитии, Александр Кайдановский перестал видеть толк в обучении. Дипломный руководитель отказался от него, поэтому парню пришлось искать ему замену. Устроившись после училища в ростовский театр, молодой актер быстро оттуда уволился из-за конфликта с режиссером.

Москва

После увольнения из тетра Кайдановский Александр отправился покорять столицу. Здесь он подал документы одновременно в четыре театральных училища, в три из которых его взяли благодаря удачно сданному творческому заданию. Александр предпочел школу-студию МХАТ, но больше чем на месяц он там не задержался. По словам актера, он постоянно чувствовал себя там под присмотром. После того как он поскитался без дела около месяца, молодому актеру повезло – ректор Щукинского училища взял его учиться на уже набранный курс.

В марте 1966 года Александр Кайдановский женился. Его супругой стала Ирина Бычкова, с которой они дружили еще со времен обучения в ростовском училище. Она переехала к мужу в Москву, где они долгое время жили в съемных комнатах.

Счастье в коммуналке

Мы поженились в марте 1966 г., и вскоре Саша уехал в Москву — он учился на первом курсе Щукинского училища. Он писал длинные письма о своей столичной жизни, из которых я выяснила, что у него на первом месте друзья, на втором — жена, на третьем — всё остальное. Осенью я переехала жить к нему. Устроилась на работу в детский сад воспитательницей. Саша учился и постоянно участ­вовал в кинопробах.

Жили мы в сырой полуподвальной коммуналке, бывшей дворницкой — с холодной водой, без отопления, с плесенью в углах. Это был старый, ветхий дом под снос, зато в самом центре — рядом с Театром им. Вахтангова, где он параллельно с учёбой работал. Но как мы были счастливы в этой коммуналке! Обвалившийся кафель на кухне я заклеивала репродукциями Ван Гога, шторки повесила. Валя Малявина (потом она станет знаменитейшей актрисой) приходила и нахваливала: «Как тут у тебя уютно!» Мы дружили с крысами, которые довольно часто появлялись откуда-то из-под пола — белые лабораторные альбиносы с красными глазками. Одно время с нами жила белка, потом — скворец и сурок. Ещё Саша безумно любил кошек. Кстати, первый инфаркт у него случился, когда пропал его любимец кот…

Другое дело, что уже через год, как Саша уехал из Ростова, он стал как-то меняться. Здесь ему хотелось семьи, тепла, он мечтал о детях. А в Москве я поняла, что изменилось его отношение в первую очередь к семье. Он никогда и не был классическим семьянином — домоседом, любителем почитать газеты, постоять у плиты. Сашу никогда не волновал вопрос, есть ли деньги в семье. Если они у него появлялись, почти все тратил на книги и пластинки. Но при этом у нас двери практически не закрывались и всегда было полно потрясающе интересных людей — скульпторов, художников, музыкантов, артистов. Гоняли чаи, пили вино, ночи напролёт вели захватывающие разговоры-споры о поэзии, театре, музыке, литературе.

Тогда Саша был известным только узкому кругу, он искал себя. «Быть самим собой!» — было для него главным. Со временем начались его опозда­ния в театр (играть роли «кушать подано» ему было не очень интересно), пропуски репетиций. Например, мог проспать, потому что всю ночь читал. Но были причины и посерьёзнее. Саша стал часто выпивать, причём, как на него подействует алкоголь, пред­угадать не мог никто. Он мог начать петь под гитару или отказаться петь наотрез. Мог ни с того ни с сего взорваться или… заснуть.

Статья по теме

Удивительный и загадочный: в чём уникальность «Сталкера» Тарковского В таком состоянии Саша всё чаще стал ввязываться в драки. Поводом для этого мог быть, например, разговор о поэзии. Один раз его из драки вытащили и с трудом принесли домой — он хотел кому-то набить морду, как он считал, по делу. Всему виной вот эта его проклятая спонтанность, которую он в себе культивировал… «Хочется ударить — ударь! Обидно тебе — дай по морде!» Это в конечном итоге его и погубило…

Как-то на нас напали хулиганы недалеко от Рижского вокзала в Москве. Кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. У этих парней были ножи. Я запомнила, что Саша сцепился с человеком, который размахивал ножом. Слава богу, быстро приехала милиция. После этой драки у него появился шрам на подбородке.

Начало карьеры

В 1967 году Александр получил приглашение на роль Гамлета в Экспериментальном театре Аксеновой-Арди. Роль была сыграна блестяще. Кайдановский трактовал образ Гамлета по-своему, за что нарвался на настороженность критиков. Однако последние не могли устоять перед талантом, интеллектуальностью и жесткостью актера. С тех пор Кайдановский Александр стал заметным и начал получать приглашения на роли в кино. Актер пробовался на несколько ролей, но его постоянно отказывались утверждать. Режиссеры в один голос сетовали на то, что Александр не вписывался в привычное амплуа положительного героя.

Читал, как Бог

— С Сашей мы познакомились осенью 1962 г. в драматической студии ростовского Дворца культуры строителей. Готовили спектакль «Девушка с веснушками». Типичная советская патриотическая пьеса — про сложные семейные отношения и мещанство, про завод и новостройки. У нас не было исполнителя на роль Мишки Гусева, и руководитель нашей студии Михаил Ленский пригласил 15-летнего мальчика, но уже студента второго курса Ростовского училища искусств Сашу Кайдановского. Он и сыграл главного героя — Мишку, который в конце спектакля женился на героине. Её играла я…
Как показала жизнь, все Сашины бурные романы проходили по одному сценарию — он влюблялся в своих партнёрш. Сначала это была я, потом Валя Малявина, затем Женя Симонова...

Александр Кайдановский с родителями — Леонидом Львовичем и Верой Александровной. Фото: Из семейного архива Ирины Бычковой

Я очень хорошо запомнила его — очень худенький, скромно одетый, с коротко подстриженными светлыми волосами, бледным, с веснушками лицом, светло-серыми глазами. И очень-очень красивым, необычным тембром голоса.

Начиная с первой репетиции мы практически не расставались — он, моя подруга Женька и я. Вместе встречали Новый год, отмечали дни рождения, просто гуляли. Сашины родители к тому времени разошлись, и Саша остался жить с папой в коммуналке.

Мне тогда казалось, что Саша к девушкам равнодушен. Его увлекала только поэзия. Карманы его брюк всегда оттопыривались какими-нибудь томиками любимых поэтов. Он был книгочеем невероятным — его знали во всех книжных магазинах Ростова. Потом он увлёкся игрой на американском банджо, мог играть часами, затем выучил несколько гитарных аккордов и пел песни Галича, Окуджавы, Высоцкого, Визбора… А как Саша читал стихи! Запирался у себя в комнате и часами работал над голосом, записывал на магнитофон, а когда я приходила, давал мне послушать результат. Он читал, как бог.

«Выходя замуж за Сашу, я и представить не могла, что меня ожидает». Фото: Из семейного архива Ирины Бычковой

Знаете, какой Саша был тогда? Очень общительный, щедрый на всё то, что знал, умел, чем владел. Мог отдать последнюю рубашку первому встречному. И, кстати, отдавал. Необычайно непосредственный, бескорыстный, бескомпромисс­ный, очень честный.

…Идея пожениться была Сашина. Я оказалась к этому совершенно не готова, считала, что мы слишком молоды. А он вдруг захотел, чтобы у нас были дети, чтобы мы жили вместе. Где и как (а жить было негде!), его совершенно не волновало. Он был абсолютно безбытный человек. Примерно в это время я, закончив техникум, поехала по направлению в Волгодонск. Год мы не виделись, а когда вернулась (мне уже исполнилось 19), я поняла, что созрела. Наши родители устроили нам свадьбу. У Саши появился первый в его жизни костюм. Помню, он вообще не хотел его надевать, так как церемонии в ЗАГСе нам казались чересчур комичными и напыщенными. Мы туда пошли ради родителей.

Первые роли

В 21 год актер снялся в своем первом эпизоде. Картина называлась «Таинственная стена». Затем он получил небольшую роль в фильме «Анна Каренина». Таинственным образом первые роли, которые, так или иначе, были связаны с мистикой, наложили отпечаток на всю последующую карьеру Александра. В картине «Дворянское гнездо», режиссерами которой были Михалков и Кончаловский, актер сыграл в эпизоде «Певцы». Данный эпизод в конечном итоге не вошел в фильм, но именно он позволил Андрею Тарковскому рассмотреть в Александре талант. Однако сотрудничество мужчин состоится позже.

Закончив обучение, Кайдановский Александр был приглашен работать в театр им. Вахтангова. Приблизительно в это же время, в результате неудачной операции, совершенно неожиданно умер его отец Леонид Львович.

Еще во время учебы Кайдановский пробовал писать и даже ставить театральные композиции по Пушкину и Булгакову. Благодаря особому стилю мышления, он имел все задатки режиссера.

Расцвет карьеры

В 1970 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Драма на охоте». Для Кайдановского он стал первой серьезной работой на телевидении. В этом же году актер стал отцом. У него родилась дочь Дарья. Александр был несказанно счастлив появлению дочери, но кино в его жизни обретало все более и более важное место. Картины с участием актера стали выходить одна за другой.

В те времена Александр Кайдановский завязал роман с Валентиной Малявиной – самой роковой дамой тогдашнего театрального бомонда. От этой нечаянной любви актер совсем потерял голову. Он отказывался от ролей и менял театры один за другим. А после этого мужчина и вовсе решил, что карьера актера не для него. Вскоре он развелся со своей женой, а чуть позже прервал злосчастный роман с любовницей.

Не мечтал о карьере в балете

Сына Александра Леонидовича Кайдановского больше интересовали автомобили – он рисовал машины, пытался создавать новые модели, мечтал о работе автодизайнера. Из училища хореографии Андрей был отчислен, а затем восстановлен и в шестнадцать лет вновь отчислен.

В дальнейшем по желанию матери он отправился в австрийский городок. У него такая перспектива не вызывала особого энтузиазма, поскольку он не мечтал о балетной карьере.

Но вскоре все резко изменилось, когда он побывал на концерте Нидерландского театра танца и увидел номер, который длился пять минут, но это полностью перевернуло и сознание, и жизнь Андрея Александровича. По его признанию, он понял, что танцевать можно что угодно, под любую музыку.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Армия

Оставшегося без работы актера призвали в армию. Он попал в кавалеристский полк и стал неплохим наездником, благодаря физической силе, хорошей координации и ловкости. Позже навыки, полученные в армии, помогли актеру справляться с трюками на съемках без помощи дублеров. В картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», Кайдановский Александр бегал по крыше поезда, несущегося на полном ходу. Затем он спустился вниз по веревкам и, разбив окно, запрыгнул в поезд. Его часто звали играть иностранцев, в том числе истинных аристократов. Кроме роли в упомянутом фильме Никиты Михалкова, этот период жизни актера запомнился также ролью в картине Алексея Баталова «Игрок».

По словам Михалкова, Александр умел «играть виртуозные мелодии на одной струне». Он умел сосредотачивать и концентрировать весь свой богатый внутренний мир. Фильм Михалкова принес актеру всесоюзную популярность. Его персонаж был благородным аристократом, с тонкостью реакций и хладнокровностью. Позже актер сыграл роль графа Воронцова в картине «Бриллиант для диктатуры пролетариата», которая также вызвала фурор.

Фильмография

  • 1967 — «Анна Каренина»
  • 1970 — «Спокойный день в конце войны»
  • 1972 — «Четвертый»
  • 1973 — «Крах инженера Гарина»
  • 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • 1975 — «Пропавшая экспедиция»
  • 1975 — «Под крышами Монмартра»
  • 1975 — «Бриллианты для диктатуры пролетариата»
  • 1978 — «Жизнь Бетховена»
  • 1979 — «Телохранитель»
  • 1979 — «Сталкер»
  • 1981 — «И с вами снова я»
  • 1982 — «Кафедра»
  • 1992 — «Дыхание дьявола»
  • 1995 — «Исповедь незнакомцу»

Второй брак и роль в «Сталкере»

Вскоре актеру надоело постоянно играть поручиков. В рамках кино того времени ему было тесно. Он брался только за те роли, которые несли углубленный, порой безжалостный анализ личности. Мужчина стал подумывать о режиссуре, но судьба распорядилась иначе.

В это время Александр Кайдановский, личная жизнь у которого отошла на второй план, встретил молодую актрису Евгению Симонову. Она была такой же педантичной, ненавидела приблизительность и обобщенность. Вскоре взаимный интерес актеров перерос в любовь. В 1975 году они поженились. Последующие два года они старались сниматься вместе. 5 ноября 1976 года у пары родилась дочь Зоя. Приблизительно в это же время Андрей Тарковский пригласил Александра на главную роль в фильме «Сталкер».

Всю жизнь актер шел именно к такой роли. Как результат, он блестяще выполнил поставленную задачу. Тарковский смог рассмотреть в Кайдановском то, что он тщательно скрывал: ранимость, незащищенность и психологическую травмированность. Скорее всего, именно поэтому актер не любит пересматривать данную картину.

После роли в «Сталкере» актер брался за кино только в двух случаях – когда картина задевала его за живое или когда катастрофически не хватало денег. Вот таким своеобразным актером была Александр Кайдановский. Личная жизнь мужчины вскоре стала разрушаться. После восьми лет брака он развелся с Евгенией Симоновой.

Благодаря роли в фильме Тарковского, актера начали узнавать за границей и приглашать на кинофестивали. Однако единственной поездкой актера за пределы СССР стал выезд в Польшу, после которого КГБ запретил Александру покидать государство. Актеру даже не передавали приглашения из-за рубежа, считая это излишним. Когда он был утвержден на роль в новом фильме Тарковского «Ностальгия», ему не разрешили лететь в Италию. После этого Александр Кайдановский, биография которого полна спонтанных решений, раз и навсегда решил оставить карьеру актера.

Театр и кино

Еще в студенческие годы Александр подружился с Леонидом Филатовым. По словам Филатова, Кайдановский знал массу слов на жаргоне, поэтому мастерски разговаривал на «фене». Кроме этого, он был очень начитанным человеком, хорошо разбиравшемся в литературе.

Став дипломированным артистом Александр был принят в труппу Театра им. Е. Б. Вахтангова. Здесь ему не давали ключевых ролей, что очень огорчало молодого актера. Это привело к тому, что он начал выпивать и как следствие, руководство театра решило от него избавиться.

После этого Кайдановский работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной. В 1973 г. его призвали в армию. Он проходил службу в кавалерийском полку при «Мосфильме». Именно в данный период биографии ему посчастливилось сыграть в знаменитой картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).

Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»

Стоит заметить, что до этого Александр Кайдановский успел сняться в десятках фильмах, однако именно эта кинолента принесла ему всесоюзную славу. После этого, он уже играл преимущественно главных персонажей: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Золотая речка», «Телохранитель» и др.

В 1979 г. к артисту пришла новая волна популярности после съемок в «Сталкере». Следующей знаковой картиной в творческой биографии Александра стал триллер «Десять негритят», вышедший на экраны в 1987 г. За свою карьеру он снялся в более 50 фильмах.

При этом Кайдановский достиг немалых высот и как кинорежиссер. В 1982 г. он прошел Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Интересен факт, что спустя 7 лет он начал преподавать режиссуру в родном Щукинском училище. В период 1983-1995 гг. он снял 11 кинолент.

В 1985 г. Александр Леонидович представил драму «Простая смерть», которая была награждена главной премией «Геркулес» на Международной неделе авторского кино в Испании. Также он стал режиссером таких заметных фильмов, как «Гость» и «Жена керосинщика».

В 1992 г. Кайдановский удостоился звания «Заслуженного деятеля искусств России». Помимо актерской деятельности и режиссуры, он озвучивал художественные и мультипликационные фильмы.

Режиссура

Кайдановский поступил на курсы сценаристов и режиссеров, однако учить его уже давно не нужно было. В период с 1983 по 1988 год он снял пять картин. Все они были непривычными и местами даже странными, требующими умного зрителя, склонного к ироничности и сопереживанию. Александр комплексно создавал свои фильмы – не только писал сценарий, но и подбирал музыку, и режиссировал. Все его картины были фантасмагориями. Странные события в них происходили как данность и неотъемлемая часть реальности. Впрочем, в этом полностью отражалось мировоззрение, которое на протяжении всей жизни вынашивал в себе Александр Кайдановский. Биография (личная жизнь и карьера) Александра во многом напоминала его фильмы.

Стоит признать, что в первых картинах чувствовалось влияние стиля Тарковского, однако постепенно Александр от него отходил. Его фильмы пользовались уважением за границей. Однако на Родине ни массовая публика, ни кинокритики их не признавали. Впрочем, Кайдановского это не расстраивало, он думал сугубо об искусстве.

Александру было все равно, в какую одежду он одет, лишь бы она была чистой. Во время работы над сценариями он мог неделями есть одни бутерброды. Конечно, актер любил комфорт, но тратить ради него время и деньги он не хотел. Александр одинаково просто вел себя на Каннском кинофестивале и в коммуналке, в которой ему довелось прожить последние 14 лет жизни.

Режиссёр Кайдановский

После роли в «Сталкере», в актёре произошли немалые изменения, он почувствовал, что сам мог бы снимать, что у него есть, что сказать зрителю. На исполняемые им самим роли он начал смотреть как режиссёр.

Высшие режиссёрские курсы стали местом, где Кайдановский решил обучаться. Его руководителем должен был стать Тарковский, однако тот уехал на съёмки за рубеж и остался там. В результате его учителем стал С. Соловьёв.

Став режиссёром, он не мог снимать по чужим сценариям. Для него было важно пережить самому снимаемую историю, пропустить через себя, прочувствовать, поэтому сценарии писались им самим.

Кинофильм «Простая смерть» был его выпускной работой. Современные критики отзываются о картине, как об аскетичной и красивой, пронизанной мистикой. Однако в то время «Простую смерть» пришлось отстаивать, так как фильм обвинили в «чрезмерном физиологизме». Это был 1985-ый год, шли горбачёвские времена, скорее всего, только поэтому картину и одобрили. На кинофестивале в Испании она получила приз. Вскоре Кайдановский выпустил кинокартины «Жена керосинщика» и «Гость».

Александр Леонидович не только снимал, он и снимался. В те годы он появился в картине «Десять негритят», «Дыхание дьявола», «Ноябрь».

Личная жизнь

Отношения актера с женщинами были всегда запутанными, но простодушными. Он быстро влюблялся, создавая в своей голове такой образ девушки, который ему хотелось. А возлюбленные в действительности были мало похожи на представления актера о них. В результате он быстро терял к ним интерес. Если девушка ему нравилась, он сразу думал о свадьбе. Несмотря на то что Александр всегда крайне трезво смотрел на жизнь, в отношениях он был очень романтичен. Этот романтизм не выдерживал реальных жизненных обстоятельств. Девушки любили актера за эрудицию, непредсказуемость и талант, но со временем они начинали нуждаться в уюте, благополучии и возможности единолично обладать своим мужчиной. В результате плачевно закончились все браки, в которые вступал Александр Кайдановский. Дети при этом оставались в каждом из них, кроме последнего.

Помимо двух браков актера, которые мы уже обсуждали выше, было еще два. Третий брак Александра состоялся с Натальей Судаковой, а четвертый – с молодой актрисой Инной Пиварс. С последней девушкой актер заключил брак за три недели до смерти.

Возвращение к съемкам

В начале 90-х, как и многие другие кинематографисты, Кайдановский не мог найти финансов на свои картины. Он писал много сценариев, но все они оставались лежать на полке. Александр пытался создать свой театр, киностудию и даже фонд поддержки начинающих кинематографистов. Он был приглашен в качестве преподавателя в училище Щукина, однако особого удовольствия от этого не получил.

Поняв, что найти средства на съемку своих фильмов не получится, Александр Кайдановский, фото которого начали иллюстрировать его богатый жизненный опыт в виде морщин, опять начал сниматься. Благо, предложений было много. При этом властей, запрещающих ему выезд за границу, на тот момент уже не стало. Кайдановский снимался во Франции, в Польше, Испании и Венгрии. После картины «Дыхание дьявола» актер наконец-то купил себе квартиру. Оставшиеся деньги он приберег для съемок фильма, который вынашивал несколько лет. Но банк актера развалился, и деньги пропали. Для Александра это стало трагедией.

Последние годы

1 ноября 1994 года Кайдановский Александр Леонидович впервые перенес инфаркт. Тем временем популярность актера и режиссера в мире стремительно росла. Однажды директор Каннского фестиваля вместе с Клином Иствудом и Катрин Денев пригласили Кайдановского в жюри фестиваля. Это приглашение свидетельствовало о его признании и уважении в мировом киносообществе. С участием Александра в жюри фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» получил пресловутый фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». 1 августа 1995 года Александр перенес второй инфаркт. Третьего он уже не смог вынести. В новую квартиру мужчина так и не успел переехать. Он умер 3 декабря 1995 года в своей коммуналке.

Признания Андрея Кайдановского

По словам артиста, быть наследником знаменитого отца очень нелегко, так как на детей известных людей возлагается много надежд. Андрей Александрович не стал «вторым изданием» своего папы – выдающегося кинорежиссера и актера Александра Леонидовича, его путь в искусстве оказался самостоятельным, хотя самое начало было сложным.

В детстве Андрей Кайдановский обучался в хореографической школе, но не потому, что сам хотел, а потому что мама – балерина. И она полагала, что фигура ребенка нуждается в исправлении.

Ссылка на основную публикацию
Похожее