19 век – расцвет Российской Империи и дворянского сословия, время красоты и романтики. Поэтому и свадьба в стиле 19 века может стать прекрасным романтическим событием, которое вы будете вспоминать всю жизнь, и воспоминания эти будут одними из самых приятных.
ожившая классика
Остановимся на варианте дворянской свадьбы. Редкая женщина не была очарована фильмами, воспроизводящими это время, пышными платьями дам, шляпками, вуалями, перчатками, фраками, смокингами и цилиндрами мужчин, балами и конными экипажами.
Свадьба в стиле 19 века перенесет вас в это загадочное время, даст возможность почувствовать его неповторимую атмосферу.
Знакомство
Обычно знакомство жениха и невесты происходило на балу. В первой половине XIX века законодательницей балов в Москве была Мария Ивановна Римская-Корсакова. Она устраивала вечера чуть ли не каждый день – их посещал каждый уважающий себя дворянин, у нее бывал даже Пушкин. Так Римская-Корсакова старалась найти подходящую партию для своих дочерей.
И, конечно, девушкам нужно было модно одеваться (чтобы выйти замуж поудачнее). На балах были популярны белые платья. Обязательным аксессуаром были перчатки, в основном длинные – подать руку без перчатки считалось неприличным. Разговаривать с молодыми людьми было нельзя, поэтому девушки общались с помощью веера. Полностью раскрытый веер означал, что девушка в восторге от юноши, закрытый – что он ей безразличен. Кроме того, девушка могла оставить на память кавалеру платок, «случайно» его бросив.
Декор
Для того чтобы передать дух дворянства, необходимо правильное оформление помещения для торжества.
Следует отказаться от всего современного. Зал или шатер нужно украсить свечами, горшками с цветами, ширмами, шелковыми драпировками.
В интерьере обязательно должны присутствовать предметы старины – статуэтки, раскрытые томики со стихами, картины в резных рамах и под.
Посуду также лучше подобрать стилизованную под старину. Желательно, чтобы на официантах, обслуживающих свадьбу, были ливреи и парики.
Сватовство
После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками – свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями – золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.
Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)
Еще одна важная часть подготовки к свадьбе – благословение родителей
. На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом — считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.
«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга.
Место проведения
Идеальный вариант – это, конечно же, какая-нибудь дворянская усадьба. В данном случае не потребуется никакого дополнительного оформления, так как интерьер таких домов полностью соответствует дворянскому времени.
Но сейчас эти здания в большинстве своем либо отданы под музеи, либо разрушены. Поэтому, скорее всего, придется выбрать другое место.
Если свадьба проходит зимой, тогда можно либо снять большой зал, либо загородный дом, либо отпраздновать в ресторане с национальной русской кухней.
Летом же свадьба прекрасно пройдет на открытом воздухе. При этом лучшим решением будет установка шатра у какого-нибудь водоема.
Приданое
В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.
Это интересно!
Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк
10 тысяч рублей
с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».
Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому
Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.
«…первый ей самой не понравился, — другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…».
Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»
Секреты кондитеров
Во время приготовления свадебных блюд кондитеры использовали множество хитростей. К примеру, мороженое («сладкий снег китайцев») нужно было уметь сохранить, чтобы во время приема оно не растаяло. Для этого делали тайные двойные ниши в блюдах, между которыми клали лед. Он перемешивался с солью и выделял больше холода.
Торт «Московик» готовился определенным образом: фрукты желировались вином, а сверху десерт заливался шампанским. Многие до сих пор допускают оплошность при готовке «Московика», когда нагревают шампанское, превращая его в сусло: при нагреве напиток теряет свою прелесть.
Свои нюансы были и при изготовлении сахарных фигур для свадебного торта, которые дарили гостям, показывая, насколько хозяева богаты и щедры. Современные мастера и сейчас скрывают секреты приготовления сахарной мастики или сахарного фарфора. Если кондитер при изготовлении сахарных цветов в целях экономии добавляет воду, мастика начинает крошиться. Шнапс (водка) лучше держит форму, но быстрее выветривается: у кондитера есть всего 10-15 минут, чтобы сделать украшение.
Фото: Мосгортур
Подготовка к свадьбе
Девичник
В XIX веке тоже устраивали мальчишники и девичники. Писательница Мария Каменская вспоминает, что накануне девичника девушки ходили с невестой в баню, а потом пели свадебные песни, пили, ели и плясали. Мальчишник проходил более сдержанно
– жених собирал друзей, и они вели чинные разговоры. У крестьян девичник проходил по-другому: девушку оплакивали, символизируя её переход в новый статус замужней женщины.
Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века
Из коллекции Г.В. Новиковой
Платье
До XIX века в Европе венчались в разноцветных платьях – красных, зелёных или голубых. В России для этого выбиралось самое нарядное платье, модное в дворянской среде. Но в 1840 году английская королева Виктория собралась замуж и вдруг решила выбрать для церемонии белое платье и украсить его фатой и кружевами, введя тем самым этот наряд в свадебную моду.
Портрет королевы Виктории в свадебном наряде
Платья заказывали в Западной Европе. Задавали моду царственные персоны, а дворянство, купечество и крестьянство подхватывали.
Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год
Тогда не было массового производства, поэтому всё шили на заказ. Одно из платьев, которое можно увидеть на выставке, сшито в 1914 году в Нью-Йорке, туфли сделаны из похожего материала. Кстати, для этого платья сшили и чулки, причем хранились они в специальных конвертах из того же материала.
Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)
И еще несколько свадебных нарядов принцесс:
И, наконец, — роскошное платье императрицы Александры Федоровны (1894 года)
У многих невест встаёт вопрос, что делать после бракосочетания со своим платьем. Существует, как минимум, 11 вариантов преображения подвенечного платья , и они стоят того, чтобы обратить на них внимание.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми
:
Источник
Фата
Это интересно!
Традиция укутывать невесту плотным покрывалом появилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что фата убережет невесту от недобрых взглядов завистников, сглаза и порчи. В дальнейшем покрывало трансформировалось в длинную фату. Считалось, что будущий супруг мог увидеть лицо избранницы только после свадьбы, а лицо невесты закрывали фатой, чтобы жених не передумал, увидев внешность будущей жены.
Накидка, Бельгия. XVIII век
Кроме фаты, в XIX веке были и другие свадебные аксессуары. Один из них — перламутровый веер, на котором вырезаны скачущие всадники. Подобный находится в собрании Эрмитажа – он был изготовлен к свадьбе великой княжны Марии Александровны с герцогом Эдинбургским, которая состоялась в 1874 году в Петербурге. На выставке в Коломенском представлен практически такой же веер, только на нем изображен один голубь вместо двух. Возможно, аксессуар был сделан к свадьбе кого-то из царственной семьи.
Веер plie` свадебный «Букеты роз». Франция. 1870-е годы
Второй и последующие браки в Российской империи
Обычно второй и следующие браки заключались после смерти одного из супругов. За редким исключением это происходило после развода крестьян. Запрещались браки между близкими родственниками, а также в случае имеющегося не расторгнутого брака.
Кстати, вступать в брак лицам старше 80 лет было запрещено. Поскольку считалось, что смерть одного из супругов – это наказание за грехи. К тому же брак подразумевает деторождение, что в преклонном возрасте маловероятно.
Читайте семейные истории на канале Яндекс.Дзен
Кружева
В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).
Что-то старое – это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого – некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев.
Новое – это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.
Что касается взятого взаймы – хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое – это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет – небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.
Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками
. На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян. Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения. Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.
Тропинин А.В. «Кружевница»
А как же флиртовать?
Чувства были под запретом, но ведь табу можно нарушить! Для этого применяли аксессуары; самым популярным оказался веер. Резко открыв и быстро закрыв изделие, женщина давала понять мужчине, что не желает его видеть. Обмахиваясь левой рукой, она запрещала флирт. Поднеся предмет к губам, демонстрировала свое недоверие. Существовали пособия по заигрыванию, в них изъяснялись тайны веера.
Не менее важным аксессуаром были украшения с камнями. Традиционно их дарили в честь помолвки. Пользовались любовью публики небольшие украшения с имитацией глаз любимого. Преподнести подобный подарок означало проявить оригинальность. При расторжении помолвки невеста просила вернуть все письма и украшения, подаренные неудачливому избраннику.
Венчание
Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.
Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск»
. Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров.
Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Екатерина_Коробова
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Аристократическая свадьба в 19 веке
Выбор жениха и невесты
Честность, взаимное влечение друг к другу и достаточная доля благоразумия с той и другой стороны – вот основные условия для жениха и невесты при выборе друг друга. Что касается забот о материальном благосостоянии и прочих второстепенных вещах, то они не замедлят явиться там, где отец и мать стараются упрочить в будущем счастье своих детей… Родители должны помнить, что юность всегда увлекается, что она слишком самоуверенна и самонадеянна и на все смотрит сквозь розовую призму. Кроме того, молодые люди сами часто ошибаются в настоящем значении своих чувств и нередко простую вспышку юного сердца принимают за настоящую любовь. С другой стороны никогда не следует придавать слишком много значения одной только материальной стороне дела. Приносить в жертву Ваалу искреннее влечение двух юных сердец – это жестокость, недостойная родительского чувства… Симпатия характеров состоит в сходстве или тождестве чувств и вкусов: одинаковые взгляды на вещи, одинаковые чувства, вкусы, наклонности и т.д. Материальная обеспеченность и довольство представляют собой одно из важнейших условий для супружеского счастья, поэтому при заключении брака, прежде всего надо позаботиться о том, чтобы обеспечить себя верными средствами к существованию будущей семьи. Если родовое наследство для этого недостаточно, то следует увеличить свои доходы посредством какой-нибудь прибыльной профессии. В браке, заключенном при таких условиях, муж найдет в жене нежную подругу и верного друга, который дает ему все, что только есть в жизни прекрасного и драгоценного, она составляет для него самое приятное общество, заботится обо всем, в чем только может он нуждаться, спешит снять с души его печаль и возвратить ему утраченное спокойствие; делит с ним все несчастья и горести, утешает его, всеми возможными средствами старается облегчить его страдания, в благополучии удваивает его радости, сочувственно разделяя их с ним; помогает ему своими благими и полезными советами, поддерживает порядок и экономию в его доме и т.д… Такое супружество есть ничто иное, как ткань из цветов, среди которых только изредка встречается шиповник. Но если брак имеет свои прекрасные стороны, то имеет также и дурные. Это бывает тогда, когда при заключении брака руководились слепой страстью, или странным капризом или корыстными видами. Если до заключения брака будущие супруги не старались изучить характеры и вкусы друг друга, то брак не замедлит превратиться в тяжелую, невыносимую цепь, которая сделает жизнь соединенных ею существ печальной и несчастной… Итак, от выбора мужей и жен зависит судьба супружества: если выбор хорош – союз становится совершенным; если выбор дурен, то союз не долго остается терпимым. Эта истина, подтверждаемая ежедневным опытом, достаточно доказывает, как важно для намеревающихся заключить брак, сделать осмотрительным выбор личности, с которой вступают в союз на всю жизнь.
Предложение и помолвка
Молодой человек, встретив в обществе девушку, которая ему понравилась и, задумав жениться на ней, прежде всего, должен, разумеется, познакомиться с ее родителями и с ней самой, если только ранее этого он не был знаком с ними. Затем он должен, как посредством личного наблюдения, так и через кого-нибудь из верных и надежных друзей узнать все то, что может дать ему верное понятие о характере и вкусах девушки, которую он намеревается избрать своей будущей супругой.
Через кого-нибудь из верных друзей он должен также узнать о том, как отнесутся к его предложению родители девушки и она сама. Справка эта далеко не лишняя, так как очень неприятно попасть в положение человека, которому отказали, т.е. предложение его не приняли…
Убедившись, что предложение его будет принято, молодой человек может представиться семье.
Обыкновенно на этом визите молодая девушка не присутствует, так как во время этого визита принято вести переговоры о денежных делах. Если молодой человек обладает условиями, требуемыми родителями молодой девушки, то они приглашают его посетить их снова и назначают ему день этого посещения…
При втором визите молодого человека девушка находится в кругу своих родных; одета она просто, но со вкусом. Молодой человек одет по строгим правилам приличия, небрежность в костюме считается в этом случае совершенным неумением жить в приличном обществе.
Затем предложение делается отцом молодого человека, а за неимением его, матерью или близкими родственниками, или же, наконец, его другом.
Когда предложение принято и обе стороны вполне уговорились и согласились между собою, обязавшись одна перед другой словом, т.е. помолвились, то это значит, что помолвка уже состоялась, и жених и невеста с этих пор считаются помолвленными между собою, но название жениха и невесты окончательно упрочивается за ними лишь со дня обручения.
Визиты свои в дом родителей невесты с этого времени молодой человек делает все чаще и чаще и, наконец, начинает посещать дом невесты запросто, соблюдая однако полное приличие как в костюме своем, так и во всех отношениях своих к невесте.
Невеста со своей стороны также не должна являться перед женихом иначе, как прилично одетой…
В своих разговорах с невестой жених не должен позволять себе ни малейшей фамильярности.
Они могут вести между собою разговоры о будущем их хозяйстве, о личных вкусах, о выборе квартиры, мебели и т.п.
Если какие-либо чрезвычайные обстоятельства вынудили жениха взять свое предложение обратно, т.е. отказаться от звания жениха, то он обязан сделать это сколь возможно деликатнее и употребить все старания, чтобы пощадить имя невесты и ее самолюбие.
Обручение
С общего согласия сторон назначается день обручения. День этот считается семейным праздником. Приглашаются родные и близкие знакомые. Священник читает молитвы, благословляет жениха и невесту и надевает им обручальные кольца.
Родители в свою очередь благословляют обрученных, и здесь жених и невеста впервые обмениваются поцелуем.
Заказать золотых дел мастеру обручальные кольца – обязанность жениха.
Форма обручальных колец всем известна. Они обыкновенно делаются из червонного золота 92-ой пробы. На внутренней стороны обоих колец вырезается год, месяц и день обручения, кроме того, на той же внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты – начальные буквы имени и фамилии жениха.
Когда в день обручения священник, а затем и родители благословят жениха и невесту, и они обменяются кольцами, то с этой минуты молодые люди уже формально считаются женихом и невестой, с чем все присутствующие на обручении, родные и знакомые, тут же и поздравляют их, причем пьют за их здоровье вино или шампанское.
С момента обручения жених и невеста начинают носить и обручальные кольца.
Подарки и «свадебная корзинка»
Жених не только имеет право, но даже в силу везде принятого обычая, должен дарить невесте различные подарки, начиная с букетов и коробок или бонбоньерок с конфетами, и кончая свадебной корзинкой. Подарки, которые жених делает невесте накануне свадьбы, называются «свадебной корзинкой», они состоят из различных принадлежностей туалета, золотых вещей, драгоценных камней и т.д. В настоящее время вместо классической «свадебной корзинки» принято дарить невесте изящный рабочий столик или шкатулку из дорогого материала и замечательной работы. В ящик этого столика, запираемый изящным ключиком, или если дарят шкатулку, то в шкатулку кладут кошелек с золотыми монетами, предназначенными на покупку золотых вещей. Само собой разумеется, что невеста может употребить эти деньги по своему усмотрению, на что и как ей заблагорассудится. Кроме подарков невесте, жених должен также сделать по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста со своей стороны тоже делает жениху подарок: какую-нибудь золотую вещицу, носимую мужчинами. Родители невесты тоже делают жениху какой-нибудь ценный подарок.
Девичник
Свадьбе предшествует справляемый накануне ее «девичник» или иначе называемый «девичий вечер», который обозначает собою обряд прощания невесты с подругами ее девичьей жизни.
В наше время, которое вообще мало придерживается обычаев родной старины, «девичник» во многих так называемых «приличных домах» или вовсе не справляется, или ограничивается простым собранием у невесты в вечер накануне свадьбы ее подруг, которые и проводят с ней время в разговорах или танцах… Собравшиеся на девичник подруги невесты поют песни, заплетают ей косу и т.п.
Приглашения на свадьбу
Время венчального обряда у нас принято по большей части назначать вечером от 7 до 9 часов. Но если после свадьбы предполагается свадебный обед, то венчание назначается ранее, от 12 до 4 или до 5 пополудни.
Приглашения на свадьбу рассылаются обыкновенно всем родственникам и знакомым не позже, как за несколько дней до свадьбы.
Приглашения эти печатаются или литографируются на изящной бумаге золотым шрифтом.
Можно, разумеется, печатать и просто черными буквами, но это не будет соответствовать самому торжеству, на которое приглашают. Цвет бумаги, разумеется, зависит тоже от вкуса, но лучше всего, если пригласительные свадебные билеты или письма печатаются или литографируются на белой, нежно-розовой или нежно-зеленой бумаге, окаймленной по краям золотой полоской. Эти пригласительные письма посылаются обыкновенно в закрытых конвертах.
Если приглашение посылается человеку женатому или вообще семейному, то на конверте, после адреса внизу, приписывают: «с супругой» или «с семейством».
Пишутся эти приглашения обыкновенно от имени родителей невесты, если свадьба справляется в их доме, или от имени родителей жениха, если свадьба справляется у них, и излагают в следующей, примерной форме: «Такой-то и такая-то (имя, отчество и фамилия отца и матери) покорнейше просят пожаловать на бракосочетание дочери их (или сына, причем пишется имя и отчество) с таким-то (имя, отчество и фамилия) такого-то числа в 8 часов вечера, в такую-то церковь, а оттуда в квартиру их (адрес), для поздравления новобрачных».
В день свадьбы
В день свадьбы невеста должна быть одета в белом. Этот торжественнейший день для нее проходит в приготовлениях к венчальному обряду, но сама она почти не принимает в это участия, чтобы не утомиться и в момент венчания явиться в церковь со свежими силами. Во время одевания и убирания невесты к венцу, она ни во что не вмешивается, ни о чем не заботиться и ограничивается одной лишь чисто пассивной ролью. Одевают и убирают ее подруги и родственницы при помощи прислуги. Все окружающие заботятся о ней, услуживают ей и оказывают ей полное внимание и предупредительность. Она со своей стороны отвечает на все это со скромной любезностью и достоинством.
Платье невесты должно быть белое, у людей достаточных – из тяжелых модных шелковых материй, у менее достаточных – из кашемира, альпага или кисеи.
Вуаль из тюля, и чем она длиннее и шире, тем красивее. Венок у девиц из померанцевых цветов и мирты, у вновь выходящих замуж вдов, которым не полагается вуаль, венок не должен быть из померанцевых цветов и мирты, но из белых лилий или ландышей.
Заготовление колец, свечей и розового гласе (тонкая шелковая блестящая ткань – прим. редакции) или атласа для подножки лежит на обязанности жениха…
Когда жених уже в церкви, шафер его отправляется уведомить об этом невесту и вручает ей от жениха букет…
Если у родителей невесты нет своей кареты и лошадей, то на обязанности жениха лежит нанять для невесты карету, причем принято, чтобы лошади были белые.
Вместе с невестой в ее карету садятся ее родители, сестры или, если их у нее нет, то подруги ее. Тут же в карете невесты должен находиться и мальчик, которому поручают держать образ.
Что касается жениха, то само собой разумеется, и каждому известно, что костюм его должен быть в полном смысле парадный.
Если жених статский, то он должен быть одет в черной фрачной паре с белым галстуком и в таких же перчатках. Если жених военный, то в полной парадной форме.
В церковь жених отправляется в карете, в которой вместе с ним едут его родители и шафер. Прибыв в церковь, жених ждет приезда невесты. Невеста входит в церковь в сопровождении своего родного или, если его нет, то посаженного отца. Жених, сделав несколько шагов к ней навстречу, берет ее за руку и ведет вперед.
Когда все уже собрались в церковь и все готово к началу обряд венчания , невеста становится по левую руку жениха впереди и, сняв перчатку с правой руки, что должен сделать также и жених, стоит там, пока священник не поставит ее и жениха на место.
Родственники и знакомые со стороны жениха становятся в церкви по правую сторону, а со стороны невесты – по левую.
После венчания и молебна молодые идут поклониться иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских Врат. Затем молодой подает руку жене, и они вместе принимают поздравления. Из церкви они вместе отправляются домой, где их встречают с образом и хлебом-солью родные или, если их нет, то посаженные отец и мать. Сейчас же подается шампанское, и все присутствующие пьют за здоровье молодых и поздравляют их. Затем подают чай, конфеты и фрукты. Когда гости разъезжаются, невеста дает шаферам и подругам бонбоньерки и веточки из своего венка.
Общие замечания
Каждый из присутствующих на венчании должен держать себя серьезно, сосредоточенно и благопристойно. Дамы должны отличаться изящностью и благопристойностью нарядов…
Если после свадьбы дают бал, то все свадебные угощения, то есть ужин, вина и десерт, равно как и сам бал, устраиваются обыкновенно на счет родных молодой.
Иногда бывает и наоборот, это зависит от уговора между обеими семьями.
За ужином новобрачные садятся vis a vis друг с другом. По правую руку молодой садиться отец ее мужа, по левую ее руку – ее собственный отец; по правую руку молодого – мать его супруги, а с левой ее стороны – его родная мать. Впрочем, порядок этот не везде одинаков. У иных принято, чтобы молодые садились за свадебным ужином рядом, причем по правую руку молодой садиться ее муж, а по левую ее руку – отец, по правую же руку молодого – ее мать.
Самые почетные гости рассаживаются поближе к новобрачным. Когда на свадьбу приглашается какое-либо высокопоставленное лицо, то, если это женщина, ее сажают возле молодого, а если это мужчина, то возле молодой.
Обычай требует в конце ужина провозгласить тост за новобрачных: за новобрачную провозглашает тост один из ее шаферов, а за молодого – один из его шаферов.
Во время бала танцы открывает молодая с самой почетной личностью из присутствующих тут мужчин.
Первую кадриль молодые танцуют vis a vis друг с другом, а вторую кадриль они танцуют вместе.
В конце свадебного бала молодая незаметно для присутствующих удаляется с матерью и с одной или несколькими из своих ближайших родственниц. Присутствующие не должны подавать вида, что замечают ее удаление.
Разные советы
Приличие не допускает, чтобы вдова вступала во второй брак ранее истечения двух лет со дня кончины ее первого мужа, то есть ранее окончания срока траура по покойном муже. Для вдовца же срок этот определяется в один год или, во всяком случае, не менее как в шесть месяцев по кончине его жены. К этому следует еще добавить, что если вдова вопреки приличию все-таки вступает в новый брак ранее окончания траура по первом муже, то она в таком случае не должна приглашать на свою свадьбу никого из гостей. Она также не должна делать визиты, которые обыкновенно делаются после свадьбы, пока не кончится весь срок тяжелого траура.
Вдова должна выходить замуж без всякой помпы, свадьба же вдовца может быть сыграна с таким же блеском, как и свадьба молодого человека. Свадебный наряд вдовы должен быть простым и не бьющим в глаза. Однако черное платье под венцом считается неприличным.
Когда выходит замуж девица немолодых лет, свадьба ее должна быть самой скромной.
С визитами молодые ездят в первые пятнадцать дней после свадьбы. Само собой разумеется, что, делая эти визиты, молодые должны быть одеты вполне нарядно и изящно. Поздравительные билеты новобрачным посылаются после свадьбы всеми родными и знакомыми молодого и молодой.
В хорошем обществе почти совсем вышло из моды делать чересчур пышные свадьбы.
Во всем, что касается свадебного церемониала, молодые должны подчиняться местным обычаям.
Если по какой-нибудь причине лицо, приглашенное на обряд венчания , не может явиться, то приличие требует, чтобы это лицо послало извинительное письмо той семье, со стороны которой получено приглашение. Точно также следует посылать письмо и в том случае, когда получивший приглашение по каким-либо обстоятельствам не может быть на венчании, но принимает приглашение на бал.
Выйти из церкви во время венчания без особой, вполне уважительной причины, как, например, болезнь, считается очень неприличным. Нужно непременно дождаться окончания обряда, чтобы поздравить новобрачных.
Наряды для невест в старинном стиле – модели из средневековья
Обращение девушек к историческим формам платьев основано на их представлении идеальной свадьбы прошлого, картинкой пышного торжества на лоне уникальной архитектуры, природы и неповторимой обстановки того времени.
Чем гармоничнее и ярче представляется им это торжество, тем конкретнее вырисовывается образ невесты. Свою роль играет и выбор места церемонии. Некоторые предпочитают праздники на природе с использованием тематического антуража, некоторые не прочь обвенчаться под сводами настоящих старинных замков или во дворце. Сегодня выбор практически безграничен.
Выбирая тот или иной исторический фасон, определенно важным остается знание его особенностей. Это позволит не только достоверно сшить свадебное платье под заказ, но и учесть исторические моменты организации тематического торжества, особенно это касается относительно далеких столетий.
Свадебные наряды XIV–XV веков отличает особая закрытость. Она обусловлена религиозным моментом: в то время непристойным считалось обнажать тело, и мода следовала этому завету. Платья также должны были показывать принадлежность девушки к определенному классу или даже роду. Отсюда сочетание конкретных цветов, взятых из гербов и фамильных флагов.
Причем это касалось не только богатых вельмож и королевских особ. В средние века в больших торговых и ремесленных городах существовала цветовая классификация улиц, простой люд во время свадеб по возможности обращался к ним.
Платья представителей знати имели следующие черты:
- обязательная длина в пол, с возможным небольшим шлейфом;
- расклешенные от локтей длинные рукава, иногда доходящие до линии колен;
- зауженная корсетом талия;
- наличие накидки, полностью покрывающей голову невесты;
- дорогие, тяжелые ткани;
- драгоценные камни и вышивка в качестве декоративных элементов (может покрывать платье целиком);
- обязательное использование цветов рода.
Платье средневековых невест имели чуть опущенный ворот, шею девушки часто украшали драгоценные колье или россыпи бус.
Выбор камней не только зависел от цвета платья, но и был символом рода по женской линии.
Платье бюргеров и среднего класса:
- пышное многослойное платье прямого кроя, длины макси;
- несколько зауженный рукав;
- закрытый верх, возможен воротник;
- обязательная повязка-шапочка с отложными краями на голову, в Англии шапочка-колпачок;
- небольшая вуаль или шлейф может отходить как от ворота, так и от головного убора;
- мех и вышивка в качестве декорации.
Свадебная церемония в обязательном порядке содержала в себе два цвета – от рода жениха и от рода невесты.
В некоторых странах по обычаю невеста после церемонии обязана была сменить свое платье на наряд в цветовой гамме семейства жениха, тем самым показывая, что она стала частью новой семьи.
XVI век внес в моду свои коррективы. В странах Европы свадебные платья меняют форму рукавов, ворота, части корсета, появляются новые фасоны шляпок. Едиными общими межнациональными чертами являются:
- узкие рукава до запястья с кружевными оборочками по периметру манжет (около плеч в некоторых странах использовался рукав-фонарик);
- подчеркнутый V-образной линией переход от юбки к талии;
- воротничок-грангола пышной округлой формы, максимально охватывающей шею девушки (возможно его совмещение с высоким расширенным воротом);
- шапочки с сеткой для прически (в некоторых фасонах применялась лента, охватывающая подбородок);
- в дополнение к старым декоративным элементам вводятся пышные перья и мягкий лебяжий пух.