Россия, Московская область, Мытищи, улица Борисовка
Телефон:
+7 (964) 576-77- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Аварцы — смелость волка и свобода орла в горах Дагестана

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация — аварцы?

Это коренное проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам. Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами. Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный». Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу. Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.

Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы — живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы — живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы — живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы — села Бежтинского участка.

Самые известные дагестанские мужчины

Народы Дагестана дали стране и миру великих поэтов, ученых, художников, спортсменов, композиторов и других деятелей искусства и культуры:

  • Абдулагатов Ильмутдин — ученый физико-математических наук.
  • Айтберов Тимур — историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, персидским и арабским рукописям, истории ислама в Дагестане.
  • Аливов Яхья — знаменитый физик.
  • Альдеров Альберт — генетик в области зерновых культур.
  • Алиев Шамиль — разработчик космических технологий и ракетного оружия.
  • Апашев Магомед — доктор технических наук.
  • Темиров Руслан — ученый в области нанотехнологий.
  • Темиров Юсуп — радиоэлектронщик.
  • Халидов Гамид — ученый, изобретатель.
  • Шихсаидов Музакир — знаменитый физик, в настоящее время работает директором АО «Дагтелеком» в Махачкале (Дагестан).
  • Хангишиев Мужаедин — авиаконструктор, изобретатель.
  • Шихсаидов Амри Рзаевич — историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, истории ислама в Дагестане и Махачкале.
  • Магомедов Наби — известный химик.
  • Магомедов Мурад — археолог, специалист по истории в период раннего средневековья.
  • Магометов Александр — лингвист, специалист по лезгинским языкам и языкам даргинской группы.
  • Махов Магомед — заслуженный врач Российской Федерации.
  • Нажмудинов Гаджи — специалист в сфере философии и истории зарубежной философии, социальной культурологии, антропологии.
  • Султанов Казбек — специалист по культуре и литературе народов Кавказа.
  • Талибов Букар — специалист по лезгинским языкам, лингвист.
  • Тарланов Замир — литературовед, лингвист, специалист по русским пословицам и литературному языку XVIII века, по агульскому языку.
  • Батдалов Мухтаритдин — знаменитый архитектор.
  • Гамзатов Гаджи — литературовед.
  • Гусейнов Абдусалам — советский и российский философ.
  • Даидбеков Адильгерей — профессиональный инженер Дагестана.
  • Каяев Али — дагестанский религиозный деятель и ученый.
  • Курбанали Акаев — серебряный призер чемпионата мира в 2007 году по кикбоксингу.
  • Сапиюлла Карачаев — чемпион Европы 1978 года по вольной борьбе.
  • Меджид Бектемиров — чемпион России по боям без правил (2007), чемпион мира по боям без правил (2008).
  • Джамал Касумов — двукратный чемпион мира по кикбоксингу. Чемпион мира (2005), Европы (2004).
  • Гаджиев Гаджи — заслуженный тренер России.

Кроме того, Дагестан дал миру таких великих поэтов: Гамзатова Расула, Алиева Фазу, более 60 героев Великой Отечественной войны, например, Исмаилова Абдулхакима и многих других. Продолжать можно до бесконечности. На весь мир прославилась школа вольной борьбы. Здесь появился один из лучших борцов в истории, трехкратный чемпион Олимпийских игр — Сайтиев Бувайсар, а дзюдоисты и Хайбулаев Тагир принесли стране первые золотые медали на Лондонской Олимпиаде 2012 года.

Дагестанские мужчины настолько суровы, что… А впрочем, так ли это в действительности? На самом деле система страхов дагестанца многополярна и довольно устойчива. Объясню почему.

Конечно, любой дагестанец, в пределах статистической погрешности естественно, скажет, что он ничего не боится. Но это будет лукавство. Наш брат, боится. Не физических страданий, ни озоновых дыр, пауков, атомной бомбы, войны на два фронта, информационной блокады. Нет-нет-нет! Всё довольно проще. Страхи мужчины лежат совсем в другой плоскости.

Уверяю, дело в воспитании, ответственности и чувстве собственного достоинства. Три кита, которые дают нам отправные точки. Нам не нужно придумывать новые траектории.

Позор. Неуважение.

Главный страх. Системный. Впитанный с кровью. Нет ничего страшнее для мужчины, чем неуважение и позор. Можно проиграть важный спор или матч, битву, проебать все на свете, в том числе дом, девушку (жену) и машину, но главное остаться в глазах окружающих man in black . То есть в режиме «почёт и уважуха». И если за тебя молвят слово, а на районе говорят что ты правильный пацан, тебе все по плечу, все преодолимо. Имидж греет не только душу. Имидж работает на тебя. Неважно, как и когда. Репутацию легче потерять, чем создать, говорил Самуил Батлер. Сегодняшний дагестанец слепо следует этому правилу и добавляет: «Нормально делай — нормально будет».

Слезы.

Мужчина патологически боится слёз. Своих. Чужих. Особенно женских. Со слезами он совершенно не знаком и не понимает, что сними делать, как реагировать… Слезы, это больше по женской части. Целое искусство, с которым мужчина, как правило, не знаком. Мужчина может знать, чем отличается неаполитанская «Каморра» от латиноамериканской «Мара Сальватручча», о том, как по разному трактовали образ Крессиды Боккаччо, Чосер, Роберт Генрисон и Шекспир, извлекать квадратный корень в уме, и рассуждать о вреде и пользе аутоиммунных препаратов, но о слезах он не знает ничего. Совершенно ничего.

Попасть в ад.

Поразительное свойство! В дагестанце уживается одновременно и тяга (магнитная прямо-таки) к самодурству, безбашенности, желании разрушать и выходить за рамки (что есть, то есть, согласитесь) и браваде… и поразительный страх в потустороннее. Мы ужасно боимся попасть в ад и это, тот самый холодный душ, который иногда действует отрезвляюще. И человек задумывается что же он скажет
Там Наверху
, когда его спросят о грехах. К сожалению, для истинных адептов хаоса это не самый сильный аргумент. «Хочется в рай, но в аду больше знакомых» — вот о чем, к сожалению, многие думают, выйдя утром на крыльцо. Особо сведущие цитируют Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь».

Отсутствие детей.

Тонкая душевная настройка в таких случаях даёт сбой и весь свет становится тьмой. Желание быть отцом — это то, что дагестанцу не нужно прививать. О том, как он будет играть со своим чадом («неважно какого пола будет ребёнок, главное чтобы мальчик был здоровым!») в прятки, футбол или пойдёт смотреть матч на стадион, дагестанец мечтает с 10-ти, нет с 15-ти, ну ладно примерно с 18-лет.

Бедности.

Её бояться все. Топография сознания дагестанца даёт отчётливый ответ — семейный достаток это первоочередная забота… не говоря уже о машине, о которой грезит любой представитель сильного пола. Если всё это выливается в посаженную чёрную приору и езду по ночному городу в поисках приключенческих катаклизмов и техногенных катастроф, то кроме как о фиглярстве (один из главных пороков дагестанского мужчины, о котором стоит написать трактат или научную диссертацию) речь не идёт. Мужчина же, который стремится подчинить себе время и деньги и думает больше о том, как прокормить семью бедность боится патологически.

Женщин.

С одной стороны ну чего их бояться? Да и кто признается в этом. Однако в каждом есть подсознательный страх быть непонятым, отвергнутым, непопулярным… И да… они иногда так странно ведут себя… говорят в тот самом ненавистном тоне «женщины передовых взглядов». Давно уже не секрет, что в присутствии женщины мужчина часто чувствует себя глупцом. А это чувство очень паршивое. Производный от женщин страх, это боязнь семейных уз. По-моему тут комментарии излишни.

Прослыть скупым.

Дагестанский мужчина, за редким исключением, априори щедр. Сомнительное качество для семейного бюджета и накоплений, исключительная удача для девушки, имеющей на мужчину виды. К тому же даже незначительный слух между друзьями о том что «Мага жмот» — может полностью уничтожить репутацию.

Быть глупым.

Наверное, с этого было нужно начинать. Ведь тут и констатация факта (ну кто не боится быть глупым — только действительно глупый человек) и пожелание.Нет ничего более позорного для мужчины, чем шутовство.

Начинаю сериал «Ох уж, эти странные …» Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Такое имя им дали русские, сами они называют себя «маарулал» — горцы. Их в Дагестане больше всех, 650 тысяч человек. Один из самых гостеприимных народов мира. При встрече улюбаются, крепко жмут руку. Непростительно аварцу подавать вялую руку, чуть ли не края пальцев. Это они примут за оскорбление. Уважение к старшим возведено в ранг закона. Даже глубокий старик, уже чуть съехавший с рельсов, все равно будет иметь почет у молодежи. Отсутствие уважения к старшим роняет авторитет младшего. Поцелуи при встрече не приветствуются. Такого среди мужчин у них нет. Не любят отчества, обращаются по имени. Храбрые воины. Без их участия не проходила ни одна война в Дагестане. Они приняли на себя тяжесть сопротивления царским войскам. Этим они кичатся при случае. Даргинцы их поймали на этой волне и поднимают тост «за великий дагестанский народ и ее вооруженные силы — аварцев». Очень талантливы, имеют много танцоров, поэтов и певцов. Любят петь патриотические песни и гимны. Любят шутить над даргинцами, соревнуются с ними во всем, остальные нации для них не ровня. Разделяют нации на хороших и плохих. От других они стерпят то, что никогда даргинцам не простят. У них главный принцип: во власти какой угодно, но пусть свой. Очень любят должности, а в должностях внешние арибуты: кабинет, машину, вторую жену, посаженную приору, яркий прикид и публичные понты. Будет ходить голодным, но красивый автомобиль купит. Ради этого может пойти на сомнительную сделку или нечестный сговор. Сильные лидерские качества. Готовы брать инициативу на себя. Никого впереди себя не хотят пропускать. При всей сплоченности в быту, на выборах разделяются на группировки. Поэтому их легко обойти. Фанатики мяса и хинкала, объяснения, что хинкал вреден из-за плохого сочетания углеводов и белков, отвергают железным аргументом — наши предки его ели и были здоровее всех нас. Едят мясо и мясом закусывают. Пока аварец не поесть мяса, он будет голодным. Аварцев легко вывести из равновесия. Есть разные способы, но главный это задеть патриотизм, сказать что физически слабый. Уважают физическую силу и поголовно занимаются в спортивных секциях. Даже старики могут показать мышцы и хвалиться силой. Нация открытая, скрытных мало, душа нараспашку. Ирония для них недоступна. Абстрактных шуток не любят. Все сказаное они принимают за чистую монету. В очередях любят толкаться. Если в очереди всего три человека, все равно будут лезть вперед. Залезая в автобус или поезд, аварец обязательно растолкает окружающих локтями и протиснется вперед. Если аварцу предложить поесть, он даже будучи очень голодным, откажется и скажет что сыт. Надо предложить три раза, потом только согласится поесть. Словесная эквилибристика им не присуща, они от души посмеются упавшему со стула и поскользнувшемуся на льду. Дешевый фарс, жесткий и грубый — вот что им по вкусу. Жести аварца это жесть, он любит размахивать руками, громко кричать и эмоционально выражаться. У аварцев, особенно хунзахцев, самые страшные проклятия, иногда даже трехэтажная брань. Даже после серьезной драки и ссоры, аварцев легко мирить. Они быстро забывают обиды. Это очень хорошее качество. Очень увлекаются лошадьми и собаками. На скачках почти все призовые места занимают лошади аварцев. Очень любят, боготворят певцов. Даку Асадулаев, Синдиков и Гаджилав у них в ранге национального героя. Любая певица обязательно включит в репертуар народные песни. Не перепетые, а самой найденные и свои собственные. На свадьбу аварцы еще могут не пойти, но на соболезнование пойдут обязательно. Знают свой род, тухум чуть ли не до седьмого колена. Любой старик уверен, что сыновья, дочери его не оставят на старости лет одного. Уход и внимание старому аварцу обеспечены. Он железно знает, что и после смерти он будет с достоинством похоронен и положенный ритуал будет исполнен. Если не пригласить на свадьбу близкого родственника, тот может серьезно обидеться. Не пойти на похороны такой же грех, как не пригласить на свадьбу сына. Свадьба дочери не значительное событие в жизни аварца. Отец с сыновьями даже может не придти на свадьбу дочери. Отличаются пренебрежением к закону. Они считают себя свободными людьми. Если рядом проходит газовая труба, аварец не видит никакого нарушения врезаться в него и потреблять газ. О законе они вспоминают только тогда, когда он нужен им. При любом нарушении, аварец начнет договариваться, искать знакомых знакомого, но решит проблему, не доводя до суда. Хотя это ему будет стоит намного дороже. Насчет денег, аварец щедр, может отдать последнее соседу, поэтому в бизнесе им трудно высоко подняться. Заветная мечта аварца — разбогатеть как можно скорее и желательно это сделать не пошевелив пальцем. Аварец хорош как друг. За друга он готов пожертвовать многим. Аварец очень ценит свой язык, гордится им и никак не хочет учить английский. Он будет безумно рад, если увидит, что англичанин учит аварский язык. Вот таковы они, эти странные аварцы.

Я русская,и полюбила аварца! Все было хорошо. Я любила все, что было в нем. Любила все плюсы и минусы. Я изменилась ради него. Я делала много жертв ради него. Все началось с того, что он уехал в Дагестан. Мы созванивались. Все было нормально. Мы много сорились, но мирились! Но однажды мы поссорились, и «забыли» помириться! Он приехал. Мы не разговаривали. У меня есть лучшая подруга. Она как раз приехала из Пятигорска. И он назло мне предложил ей дружбу. Она спросила, не буду ли я против, если она согласиться. Я сказала НЕТ, и это была моя роковая ошибка. Они начали общатья. Это все было открыто. Они общались, а я мучилась! Прошло 2 недели. Я умирала от одиночества и горя. В один прекрасный день он позвонил.Мы разговорились. Получилось так, что мы помирились. Я думала, что он теперь только мой, но я ошибалась.Он мутил с обоими. Я сказала, что мне это не нравиться. Он сказал одно, это скоро закончиться, он просто не хотел сильно ранить девочку. Время шло. Нам приходилось прятаться от всех. Я страдала. Она узнала, что я общаюсь с ним. Мы поссорились с ней! Мы не разговаривали. Он продолжал мутить с обеими. Мы много раз расставались с ним из-за нее.Мирились. Время шло…….. Мы так общались пол-года.Втроем.Я настолько любила его, что прощала все. Измены, вранье. Я пролила столько слез.Сколько не проливала никогда. Время шло к лету. Мне настолько все надоело,что я рассталась с ним. Из-за того, что «моя подруга» пыталась покончить жизнь самоубийством, я считала, что это все из-за меня. Я ушла в сторону. Мы с ней помирились. Я ради нее осталась без моего любимого. Я пожертвовала своей любовью……. Шло время, а раны в моем сердце не заживали. Они становились еще глубже. Ведь их отношения были все время у меня на виду. Я страдала. А ей и ему было все равно…… Им было все равно……Им было хорошо. Но она еще не раз пыталась уйти из жизни.Мой уход не изменил НИЧЕГО! Прошло много времени. Мы с ним опять помирились…….Сглупила, знаю…..Но я больше не могла без него. Он опять гулял на два фронта. Во всех их ссорах была виновата только я. Так считали все. Его мама, сестра….Меня проклинали…..Я никого не слушала…….Шла вперед….. НГ мы встретили в ссоре. После мы не общались. Но он опять позвонил………. Мы помирились……… В то время я уже жила в городе. Училась. Он приезжал ко мне. Опять в тайне от всех. Я каждый раз предъявляла, что это мне не нравиться. Он говорил, что скоро все будет хорошо………. Я ждала…….. Все происходящее он обьяснил тем, что он хочет ей отомстить.За что, я так и не поняла….. Я слышала вокруг, что у них любовь……Но делала вид, что не слышу…. Время шло…… Я узнаю, что и в правду у них любовь….И я поняла, что я игрушка в его руках. Он понял, что я люблю его и пользовался этим…. По его поступкам я поняла, что я ему безразлична…. Я все ему высказала….Мы расстались, как я думала, навсегда…… Прошло время он позвонил. Начал говорить, что любит меня, и я поверила как дурочка.. Мы помирились…. Просто мне было плохо без него…Очень плохо. Все кончилось, когда он мне в лицо сказал, что любит ее. Я рыдала..Мы расстались… Я ушла с головой в учебу. Совмещала с работой. Не ездила домой, что-бы не видеть его. Но он зачем, то позвонил. Зачем? Начал говорить, что очень плохо без меня.Я холодно говорила, а по щекам текли слезы….И в первые я поняла, что ему плохо без меня…. Но я держалась. Он сказал, что хочет вернуть отношения, а я просто ответила, что это не имеет смысл, что отношения зашли в тупик.Моей последней фразой было: » Будьте счастливы!» Он сказал, что может я слышу его последний раз. Он отключился и я заплакала. Как назло мне пришлось поехать домой…. Я пошла к подруге.Он был там. Я сидела напротив него. Я не смотрела на него. Но случайно посмотрела и наши глаза встретились….Я отвела глаза, и вышла на улицу, что бы не разрыдаться перед ним…. В его глазах я видела любовь……Но в голове не укладывалось, почему он сделал так! Это было 14 февраля! День влюбленных. Самый ужасный день на свете. Ведь может я видела его глаза в последний раз…..Я больше не поеду домой..Я убьюсь в работе, но не поеду домой….. А что будет дальше, посмотрим…….

Сейчас все рады за них…..Но никто не знает как плохо мне, никто этого не замечает. Я всем улыбаюсь,а на сердце большие раны….

Не мог не посмеяться.

Инстинктивное поведение. Повторяющиеся итерации. Отсутствие аналитического мышления. Девочкой попользовались, да, судя по комментам, и будут всю жизнь пользоваться.

Впечатление, что русские «ПТУшники» массово вымирают, либо импотентят. Тупым русским красавицам не к чему прислониться.

Величественный строгий Кавказ — это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов — люди, чья национальность — аварцы.

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине — в Дагестане. Около 50 000 человек обитает в Азербайджане — это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Немного статистики

Что поведают о Дагестане скупые цифры:

  • Территория республики – 50,3 тыс. км 2 .
  • Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.
  • Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.
  • Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.
  • Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.
  • Территориальное деление республики – 22 района.
  • Население сельской местности — 69 %.
  • Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.

Язык

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности. Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы. Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.

Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие. Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны. Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же — лишь мушкеты и сабли.

В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет. Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи. После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Внешность

Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:

  • белую кожу;
  • глаза зеленого, карего или голубого цвета, а также переходных оттенков, например, зелено-карего;
  • «орлиный» или ровный высокий нос;
  • рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные волосы;
  • узкая и выступающая челюсть;
  • большая голова, широкие лоб и средняя часть лица;
  • высокий рост;
  • крупное или атлетическое телосложение.

Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев. Гаплогруппы I, J1 и J2 относят предков аварцев к семитским народностям и «северным варварам», которые позже оказали значительное влияние на формирование наций хорватов и черногорцев.

Одежда

Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет — стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска — более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха — высокий головной убор из меха.

Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи. В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Уважение к старшим

Национальной характеристикой дагестанских мужчин и женщин является почитание старших. Это древняя характерная особенность бытовых и семейных отношений. Старость имеет свои преимущества: молодые люди всегда уступают место старикам, первым начинает говорить всегда тот, кто старше, в присутствии стариков молодые всегда стоят, при стариках нельзя курить и пить, им первым подают воду и пищу. Почитание старших передается из поколения в поколение. Неуважительное отношение к старикам порицается в обществе, такому человеку могут выкрикнуть проклятия в след.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось. Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал — сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья — это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда. В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

обычаи аварцев

объятия невесты

Какие они — современные дагестанские мужчины?

  • Это прежде всего самые гостеприимные люди на планете. При встрече всегда улыбаются и жмут руку.
  • Уважение к старшим возведено в культ и в ранг закона. Любой старик будет иметь почет и уважение среди молодежи.
  • Среди мужчин нет никаких поцелуев.
  • Они очень не любят отчества, всегда обращаются только по имени.
  • Очень талантливые, среди них много танцоров, певцов и поэтов.
  • Очень любят петь патриотические песни.
  • Любят должности и внешние атрибуты: машина, кабинет, яркая одежда.
  • У мужчин развиты сильные лидерские качества, всегда берут инициативу на себя.
  • Любят соревноваться по любому поводу и очень болезненно переживают поражения.
  • Любят мясо на огне и хинкали.
  • Легко теряют самоконтроль. Если хотите вывести дагестанца из состояния равновесия, заденьте его патриотизм или укажите на слабости.
  • Открытые, про них можно смело сказать «душа на распашку».
  • Не любят иронию, абстрактные шутки. Все сказанное принимают за чистую монету.
  • Они очень эмоциональные, любят размахивать руками, кричать, громко выражать свои мысли.
  • Многие любят лошадей и собак, причем увлекаются ими серьезно.
  • Знают свой род чуть ли не до 7-го колена.
  • Пренебрежительно относятся к закону, считают себя свободными людьми.
  • Щедрые, отдадут последнее своему соседу.
  • Умеют дружить, для друга пожертвуют всем, что есть.
  • Очень любят свою Родину, язык, культуру и обычаи.

Жилище

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.

В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей. Селились аварцы родственными общинами — тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения — от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов. Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.

Примечания

  1. Постановление Верховного Совета Республики Дагестан от 26.02.1994
  2. (недоступная ссылка). Дата обращения 5 мая 2012.
  3. . ГБУ РД РГВК «Дагестан» (4 ноября 2014). Дата обращения 14 ноября 2014.
  4. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Махачкала» от 15.12.2006 № 27-2 «Об утверждении Положения о гербе и флаге городского округа „Город Махачкала“»
  5. Решение Собрания депутатов городского округа «город Хасавюрт» от 24.04.2017 № 49/3 «О гербе и флаге городского округа «город Хасавюрт»
  6. Решение Собрания депутатов Гунибского района от 29.01.2013 № 3а
  7. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Дахадаевский район» от 30.03.2009 № 01-06-1V-СД3 Положение о флаге муниципального образования Дахадаевский район Республики Дагестана
  8. Решение районного Собрания Кулинского муниципального района от 16.06.2011 № 44 «О флаге муниципального образования Кулинский муниципальный район Республики Дагестан»
  9. Решение Собрания депутатов Лакского района от 25.12.2012 № 27 «Об официальных символах — гербе и флаге Лакского района»
  10. Решение Собрания депутатов муниципального образования СП «Сельсовет Арадирихский» от 02.06.2016 года, протокол № 4

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу. Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.

Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

  • теплые шерстяные носки
  • шали и платки
  • перекидные сумки из войлока
  • сукноделие
  • вышивка золотыми нитями
  • плетеные ковры

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Религиозность

Особенностью народа является следование духовной традиции, несмотря на то, что население Дагестана очень разнообразно. Практически 90 % жителей исповедуют ислам, оставшиеся 10 % — иудаизм и христианство. Распространяться религия в Дагестане начала еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте, затем на равнинной территории. Но господствующей религией в Дагестане ислам стал только в XIII веке. Такое длительное его распространение связано с междоусобными войнами, и только после нашествия татаро-монголов ислам стал религией всех народностей республики. Среди жителей есть как шииты, так и сунниты.

Все хорошо, что в меру. Среди дагестанцев встречаются и ярые религиозные фанатики. Они верят, что действуют во имя Бога. Прежде чем заводить семью с дагестанским мужчиной, следует прояснить некоторые моменты: его отношение к женщине и ее роли в семье, его отношение к религии, его отношение к детям. Во многом религиозность отражается на других аспектах жизни человека. Например, строгое соблюдение религиозных обычаев и традиций в быту, подчиненное положение женщины, многодетность и так далее.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа — чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

Религия

До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину. Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.

Межнациональные браки

Взаимоотношения в межнациональных браках очень сложные из-за разности менталитетов, мировоззрений, культур. Как правило, до сих пор у дагестанцев принято создавать браки с представителями своего народа. Но бывают и исключения, когда возникающие отношения между русской женщиной и дагестанским мужчиной перерастают в брак. Следует отметить, что взаимоотношения могут быть гармоничными только в том случае, если соблюдаются традиции и обычаи каждого партнера, если есть уважительное отношение к культуре народа своего супруга или супруги.

  • уважительно относиться к нему и его родственникам;
  • не перечить мужу в присутствии посторонних;
  • не провоцировать его;
  • не создавать искусственно ситуаций, в которых проявилась бы его ревность;
  • быть гостеприимной;
  • ответственно относиться к своим домашним обязанностям;
  • быть скромной и воспитанной.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.

Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.

Гостеприимство

Дагестанцы свято чтят традиции гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство — это обычай, в разной степени свойственный многим народам, но у горцев он возведен в культ. Сколько бы хлопот это не доставляло хозяину, вне зависимости от экономического положения семьи уважающие себя дагестанцы сделают все, чтобы достойно встретить гостей. Существует правило: все лучшее (кровать, пища, вино, комната) — гостю. Даже в наши дни дети спрашивают, если находят деликатес, для них это или для гостей.

Еда

Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них — хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы. В каждом доме были лепешки из тонкого теста — ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.

Эмоциональность

Дагестанские мужчины умеют открыто проявлять свои чувства — это положительная черта, которая помогает выстраивать отношения, потому что понятно, что именно чувствует человек, можно корректировать свои действия, чтобы улучшить взаимоотношения.

При этом, если возникают вопросы, которые касаются их самих или их здоровья, они очень сдержанные. Например, при переломе руки дагестанский мужчина на вопрос врача о том, что случилось, чаще всего ответит, что поцарапался. Вот так проявляются сдержанность и чувствительность.

Но следует отметить и негативную сторону эмоциональности — ревность, чаще всего абсолютно беспричинная. В отношениях мужчины могут постоянно проверять почту, мобильные телефоны, социальные сети. В случае семейных разборок нельзя выводить мужчину из себя. Конечно, у каждого свой темперамент, но рукоприкладство или разгром помещения — самые распространенные проявления бурного темперамента.

Известные аварцы

Известный аварец — поэт и прозаик Расул Гамзатов, сочинивший своеобразный аварский гимн: «Песню аварцев». Его произведения переведены на десятки языков, за особый вклад в культуру в 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов — действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.

Знаменитые дагестанцы

Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

  • Джамал Аджигирей – борец ушу, актер.
  • Юсуп Акаев – летчик, Герой Советского Союза.
  • Али Алиев – борец, пятикратный чемпион мира.
  • Расул Гамзатов – поет.
  • Мансул Исаев – дзюдоист.
  • Муса Манаров – летчик-космонавт.

Источники:

Ссылка на основную публикацию
Похожее